Алексей Белов: «Трамп действует в том же духе, что и Байден, просто другими методами»

Отмена саммита высшего уровня, уже согласованного сторонами, к тому же без видимых причин – редкий случай в дипломатической практике. Но Дональд Трамп в своих действиях всегда бесконечно далек от любых дипломатических канонов. Отмена саммита в очередной раз подтвердила: все российские настроения в духе «Трамп – наш человек в Белом доме, Россия сможет выстроить с ним отношения» – лишь нелепая эйфория.
Для того чтобы что-то реально изменилось в отношениях Вашингтона и Москвы, США должны кардинально видоизменить свою внешнюю политику, чего не происходит. Трамп действует в том же духе, что и Байден, просто другими методами. Он убежден, что Америка – единственный гегемон в мире, она призвана всех «построить» и подчинить, пусть и не при помощи войн, а при помощи тарифов. Если Трамп хочет завершить украинский конфликт, у него на руках есть все инструменты для этого – просто потому, что он президент США.
Вместо того, чтобы изображать «третейского судью», Америка может выйти из конфликта очень просто: перестать поставлять Украине оружие, боеприпасы, спутниковые разведданные, отозвать своих генералов из Генштаба ВСУ, отключить «Старлинк» и т. д. В этих условиях конфликт закончится за два-три месяца. Но за 10 месяцев президентства Трампа ничего из этого сделано не было. Да и не могло быть сделано. Все заявления лидера США, что он вот-вот остановит войну на Украине, говорили лишь о том, что он слабо разбирается во внешней политике.
Из-за этого, кстати, он способен в будущем организовать в мире такой политический бардак, который еще не раз аукнется Америке. Глобальный юг, глядя на действия Трампа и лидеров ЕС, старается максимально дистанцироваться от западного мира. Что касается встречи в Будапеште, то изначально было ясно, что такой саммит не может быть подготовлен за неделю. Действия же России максимально понятны – она намерена продолжать свою политику и не станет подписываться ни на какие «новые Минские соглашения».
Владимир Путин ранее очень внятно перечислил условия для Украины, при которых СВО может быть прекращено, с тех пор они не изменились ни на йоту. Это вывод сил ВСУ со всей территории четырех областей, сокращение украинской армии, прекращение гонений на русский язык и УПЦ, нейтральный статус Украины и т. д. Россия четко реализует свою линию, давая понять – если ей не удастся добиться своих условий за столом переговоров, она сделает это на поле боя. Что бы ни говорили западные аналитики, линия фронта неуклонно движется на запад, а Украина теряет все новые города в Донбассе.
Враг это прекрасно видит и отвечает на это по другим направлениям. Отсюда и отказ Трампа от саммита в Будапеште, и новые антироссийские санкции США и Евросоюза, и теракты на НПЗ в Европе и России, принадлежащих нашим структурам. Все это – звенья одной цепи, «отражение» наших успехов на фронте и стойкости нашей политической позиции.
Может ли состояться встреча Путина и Трампа в будущем? Это возможно, но маловероятно. Лидер США уже убедился, что с президентом РФ не работает тактика бизнес-торгов, когда партнера можно пошагово склонить к невыгодной ему сделке. СВО – это не бизнес-сделка, на карту поставлены глубинные интересы РФ. К сожалению, позиция Трампа по важнейшим вопросам мировой политики зависит от его настроения в какой-то отдельный день. В итоге внешняя политика Америки выглядит как «шалтай-болтай», и это пугает многих в мире.
В России не раз говорили – саммиты уровня лидеров РФ и США должны венчать собой большие внешнеполитические сдвиги. Им должна предшествовать долгая и напряженная работа дипломатов. В этом плане саммит на Аляске был исключением, но его можно списать на желание обоих лидеров обновить знакомство после возвращения Трампа в Белый дом. Пока Америка занимает четко антироссийскую позицию, такие саммиты не приведут ни к каким результатам.