Яндекс.Метрика
  • Иван Свириденко

Валерий Ткаченко: «Сегодняшний Донбасс живет нормальной жизнью, но есть нюансы»

Известный петербургский продюсер – о своей поездке в родные края
Фото: Дмитрий Сермяжко/«Петербургский дневник»

Главный режиссер городских культурно-массовых мероприятий, продюсер Валерий Ткаченко рассказал «Петербургскому дневнику» о своей недавней поездке в Донбасс, в ходе которой он посетил несколько городов, в том числе Донецк и Волноваху. По его впечатлениям, крупные города Донбасса живут сегодня вполне обычной жизнью российских городов, но, как говорится, есть нюансы.

Валерий Ткаченко отправился в новый регион России, чтобы повидаться со своими родственниками – в Донецке у него живет отец, а в Волновахе – родной брат со своей семьей. По его словам, первое, что его поразило, – это состояние дорог в Донбассе.

«В последний раз я был в Донбассе два года назад и, приехав сейчас, увидел, что регион за это время серьезно продвинулся вперед. Мы въехали в ДНР со стороны Ростова и поразились, как тщательно уложены тамошние дороги, которые еще недавно выглядели совершенно разбитыми. Сегодня трассы там близки к идеальным, на них нет ни ям, ни ухабов. На въезде в регион мы просто показали пограничникам российские паспорта, те их проверили – и мы через минуту поехали дальше», – рассказал продюсер.

Фото: личный архив героя публикации
Фото: личный архив героя публикации

Также абсолютно по-другому выглядят сейчас многие сельскохозяйственные поля, которые годами были заброшены и пустовали, рассказал он. Сейчас разработанных полей в регионе стало гораздо больше, они ухожены, засеяны пшеницей и другими культурами, на некоторых урожай уже убран, а часть полей засеяны озимыми. Впрочем, есть в Донбассе и пустующие поля, как правило, это заминированные территории, вокруг них стоят соответствующие таблички с предупреждениями.

Также, по словам Ткаченко, с обочин дорог исчезли разбитые машины и останки подбитой военной техники. Все это «эхо войны» давно уже убрали, и обочины выглядят, как на федеральной трассе Петербург – Москва. Все заправки и парковки вдоль трасс также выглядят либо абсолютно новыми, либо обновленными.

«На ряде АЗС в регионе есть проблемы с бензином, кое-где нет в наличии некоторых марок горючего, но это в основном касается самого Донецка. Там есть интересная особенность – на многих государственных заправках горючего нет, а на коммерческих – есть, но дороже. В Ростове, Мариуполе и Волновахе никаких проблем с бензином не наблюдается вовсе. Поэтому истерия «в Донбассе нигде нет бензина, весь транспорт встал», которая раздувается в некоторых СМИ, – не более чем выдумка», – говорит Ткаченко.

По его словам, «движение Донбасса вперед» выражается и в том, что там все очень хорошо с торговлей. В регионе в плановом порядке работают все рынки, магазины и супермаркеты. Повсюду – огромный выбор товаров, в том числе продуктовых. Также в Донецке и Волновахе работают рестораны и кафе, большинство из них заполнены посетителями. В столице региона очень много машин, на ключевых магистралях в часы пик собираются большие пробки. Людей на улицах стало заметно больше, чем два года назад. Но довоенной численности, конечно, еще нет.

Также, по словам Валерия Ткаченко, в городах Донбасса в штатном режиме работают культурные учреждения – Донецкий цирк трижды в неделю дает представления, а 25 октября в столице региона начинаются гастроли московского цирка братьев Запашных.

Фото: личный архив героя публикации

«Местная особенность в том, что все культурные мероприятия проходят лишь три дня в неделю – с пятницы по воскресенье, в будни культурного досуга практически нет. В уик-энд начало всех мероприятий – в 16:00 или 16:30, поскольку все они должны заканчиваться до начала комендантского часа, он действует с 23:00 до 4:00 утра, – рассказал Ткаченко. – В штатном режиме работает Донецкая филармония, у нее очень насыщенная афиша. Конечно, в ней нет суперзвезд, но все выступления – очень хорошего уровня, регулярно проходят органные, фортепианные, скрипичные концерты и т. д. Принимают посетителей Донецкий драматический театр, «Донбасс-опера», у них большое количество премьер и приличный актерский состав. Сами дончане активно посещают концерты и спектакли – в кассы театров и филармонии стоят очереди».

Также в штатном режиме работают Донецкая консерватория, Донецкий госуниверситет и все остальные учебные заведения, продолжил он.

Фото: личный архив героя публикации

«В местных школах давно уже нет никакого обучения в режиме онлайн, сами школы отремонтированы по российским стандартам – обновлены крыши, в окнах установлены новые стеклопакеты, учебное оборудование также «с иголочки». Безопасность школ обеспечена по российским стандартам – все учебные заведения огорожены заборами, на входе сидят охранники с «тревожными кнопками» и т. д. То есть процесс обучения школьников идет там в обычном режиме», – сообщил петербургский продюсер.

По его словам, обновленной выглядит и Волноваха, строительная динамика в этом городе даже более насыщенная, чем в Донецке. В 2022-м этот небольшой город был почти полностью разрушен в ходе боев, но сейчас центр Волновахи полностью восстановлен, на ее окраинах активно возводятся новые жилые микрорайоны. Также в городе построили новый семиэтажный МФЦ, полностью восстановили музыкальную школу и т. д. А в Донецке впервые за многие годы, с 2013-го, заложили новый жилой квартал в районе Буденновка, еще один квартал новостроек готовятся возводить в центре столицы Донбасса.

«Конечно, в Донбассе по-прежнему есть ощущение войны. На улицах Донецка и Волновахи кое-где еще виднеются разрушенные здания, там часто можно встретить наших военных, колонны техники или отдельные автомобили. В небе периодически работает ПВО, в воздухе сбивают вражеские дроны. Но, например, блокпостов на выездах из этих городов уже нет, можно спокойно въезжать и выезжать. Дончане за 11 лет давно привыкли к войне, а сейчас она постепенно отступает, двигаясь на запад региона», – указал Ткаченко.

Самая большая проблема Донецка сегодня – это водоснабжение, отметил продюсер.

«Это связано с тем, что украинцы перекрыли канал «Северский донец – Донбасс», который берет начало на территориях, контролируемых ВСУ. А также с очень большими водопотерями в самой системе обеспечения города. В некоторых районах Донецка вода подается в квартиры лишь один раз в три дня, а в местном частном секторе ее нет уже с начала лета. Поэтому людям очень тяжело поддерживать свои огороды и посадки, – говорит он. – Местные жители говорят, что даже в разгар боевых действий, когда город ежедневно обстреливали, с водой в Донецке было лучше, чем сейчас. Местные власти выходят из положения, как могут. По всему городу расставлены автоматы с питьевой водой (она стоит 3,5 рубля за литр), а также автоцистерны, где можно набрать техническую воду – для стирки, умывания и т. д.»

Тем не менее общее настроение у дончан – позитивное, с 2014 года они привыкли переживать трудности, и, конечно, никому там и в голову не приходит жалеть, что Донбасс окончательно и бесповоротно присоединился к России.

«Донбасс никогда не хотел быть частью Украины, люди там всегда душой стремились в Россию. Но на деле этот переход дается сложно, и дело не только в дефиците воды. Например, с 2014 года там не взимались многие российские налоги – на транспорт, на землю и т. д. Но с 1 января 2026-го Донбасс начнет платить налоги почти так же, как любой другой регион РФ, и местных это настораживает. Кроме того, дончане привыкли к торговле с рук безо всяких кассовых аппаратов – это последствия украинской «вольницы». Сейчас там повсюду, от магазинов и ресторанов до мелких кофеен, поставили кассовые аппараты, это местных также напрягает. Мы им говорили: «Вы хотите жить с прекрасными дорогами, школами и больницами, как по всей России, значит, нужно исправно платить налоги, как и вся страна», – говорит Ткаченко.

Конечно, есть и другие проблемы, связанные с переходом под российскую юрисдикцию. Весь украинский бизнес оттуда давно убежал, многие помещения в том же Донецке до сих пор пустуют. Часть из них еще не внесена в общероссийский кадастр недвижимости, этот процесс должен завершиться до конца нынешнего года. В целом можно сказать, что крупные города освобожденного Донбасса живут нормальной российской жизнью, но со своей спецификой.

«Выезд обратно в «большую» Россию через Успенку занял у нас чуть больше времени, чем въезд. Там нам пришлось выходить из машины и переходить границу пешком. Сам автомобиль пограничники тщательно проверили. Но все это было довольно быстро, вся процедура заняла от силы четверть часа. Собираюсь и на следующий год туда поехать, если все будет хорошо. Я же занимаюсь шоу-бизнесом, с этой точки зрения ситуация в Донбассе тоже постепенно оживает, хотя еще недавно была «нулевой». Любые гастроли российских артистов сильно затрудняет сложная логистика, до последнего времени все аэропорты юга России были закрыты. Сейчас аэропорт Краснодара уже открыли – ждем, когда откроют аэропорт в Ростове. Также рассматривается вопрос о запуске поездов из Донецка в центральную Россию, в Ростов, Петербург и Москву. Вот тогда устраивать крупные мероприятия в столице Донбасса будет намного проще, и сфера шоу-бизнеса там сразу оживет. А если донецкие власти еще и решат проблему с обеспечением водой, то там вообще все станет хорошо», – заключил Валерий Ткаченко.

Фото: личный архив героя публикации