Чемпион мира по плаванию Тимофей Гук: «Сам от себя не ожидал такого результата»»

– Тимофей, вы выступаете в категории слабовидящих спортсменов. Проблемы со зрением у вас с рождения?
– Да. У меня атрофия зрительного нерва. И зрение продолжает ухудшаться из-за занятий спортом. Большие нагрузки на тренировках сказываются.
– Как вы пришли в плавание?
– Я учился в петербургской школе-интернате имени Грота. Раз в неделю по вторникам нас возили в бассейн. Мы там не просто купались, мы плавали, у нас был тренер, который нас гонял. Помню, что меня там заметил тренер Владислав Васильевич Кустов из спортивной школы. Он попросил меня передать моей маме, что он хочет с ней поговорить. Мама перепугалась, подумала, что я что-то натворил. А он ей сказал, что у меня есть задатки, что не надо бросать плавание. И с того момента я стал заниматься у Владислава Васильевича в Школе водных видов спорта Выборгского района и тренировался у него десять лет.
– Как известно, в плавании чтобы достичь высокого уровня, надо заниматься с раннего возраста. По мере взросления детям сложнее ставить технику. Вы сейчас специализируетесь на стиле брасс. Это тренер решил, что именно этот способ плавания наиболее вам подходит?
– В детстве тренер сначала ставит базовую технику, ты плаваешь разными стилями, пробуешь себя. Постепенно тренер, исходя из твоих данных, антропометрии, крепления мышц, состава тела, подбирает стиль, который лучше всего тебе подходит.
– Вы сначала выступали в соревнованиях вместе со спортсменами, у которых нет ограничений по здоровью?
– Примерно в 10 лет начал участвовать в турнирах для слабовидящих. Чемпионат города, спартакиада, первенство России для слабовидящих, чемпионат России, затем Кубок мира.
– Кубок мира среди юниоров?
– В Кубке мира юниоры могут выступать и в заплывах со взрослыми пловцами, идет параллельный зачет.
– Слабовидящие пловцы выступает по особым правилам?
– Есть три категории. S11 – это полностью незрячие. S12 – слабовидящие, в этой категории выступаю я, и S13 – в ней выступают те, кто по нашим меркам видит почти хорошо, хотя у них тоже есть ограничения по зрению. Полностью незрячим, когда они приближаются к бортику, помогают ассистенты. Они специальными шестами с мягкими наконечниками помогают ориентироваться, дают сигнал, что надо разворачиваться или завершать дистанцию.
– Вам такая помощь не требуется?
– Помощь ассистентов мне не требуется. Есть у соревнований паралимпйицев и другие отличия от олимпийских. У нас другие дистанции, нет заплывов больше, чем на 400 метров.

– Среди слабовидящих паралимпйицев сильная конкуренция? Сложно было отобраться на чемпионат мира?
– Не все, кто выиграл чемпионат России, вошли в сборную. Были еще сборы с очень тяжелыми тренировками.
– Это же был ваш первый чемпионат мира? Сильно волновались перед стартами?
– Не сказал бы, что сильно волновался. Испытывал азарт, был хорошо готов, хорошо настроился. Атмосфера на чемпионате мира была потрясающая, были все условия для того, чтобы показать высокие результаты. Перед брассом волновался как обычно, перед комплексным плаванием волновался немного сильнее.
– Вы были фаворитом на дистанции 100 метров брассом, на которой выиграли золотую медаль?
– Фаворитом не был. И вообще не люблю разговоры, что сегодня у тебя серебро в кармане или бронза. Не люблю заглядывать вперед, хотя человек несуеверный. Когда меня спрашивают: «Шансы на медаль есть?», я отвечаю всегда осторожно: «Посмотрим».
– У вас выработана тактика победного заплыва? Со старта стремитесь уйти вперед или сделать рывок ближе к финишу?
– На 200 метров комплексным плаванием у меня догоняющая тактика. Мое слабое место – спина, дельфином я плыву хорошо, а на спине меня все обгоняют, в брассе набираю свое. На 100 метров плыву от первой половины. Со старта у меня хорошая скорость, первый «полтинник» плыву быстро, вторую половину плыву, насколько сил хватит. Но на чемпионате мира у меня получилась и самая быстрая первая половина, и очень быстрая вторая.
– Вы установили на стометровке брассом свой личный рекорд?
– Сам от себя не ожидал такого результата. В этот раз прыгнул выше головы. Утром в предварительном заплыве у меня было 1,9, а в финальном 1,6. Обычно удается улучшить результат на полсекунды, не больше, а здесь сразу на три секунды.
– Сингапур во время чемпионата мира удалось посмотреть?
– В дни соревнований надо было беречь энергию, а когда заплывы закончились, то мы постарались использовать свободное время по максимуму, посмотрели.
– Вы – чемпион мира. Какая следующая цель в спорте? Выиграть Паралимпиаду?
– До Паралимпиады еще три года. Конечно, хочу выступить на ней, доказать, что сильнейший. Еще будет много соревнований, в 2026 году пройдет чемпионат Европы. Но прямо сейчас хочу отдохнуть, была очень тяжелая, очень сложная подготовка к чемпионату мира. Уйти в отпуск, отвлечься, не думать о плавании.

– Паралимпйиский комитет России восстановлен в правах, на следующих международных соревнованиях наша сборная будет выступать с флагом и гимном. В Сингапуре в вашу честь звучала какая-то музыка?
– Нет, никакую музыку не включали. О том, что нам вернули флаг и гимн, стало известно еще во время чемпионата мира, но ничего менять по его ходу не стали. Мы выступали как нейтральные паралимпийские атлеты.
– На спортивной форме надо было закрывать надпись «Россия» и герб?
– Что вы! Мы выступали в форме предельно отстраненных цветов, такой бирюзово-бежевой. Нам было запрещено любым способом напоминать о том, что мы из России. Не только сочетание цветов нашего флага. Запрещены и цвета георгиевской ленточки. Не разрешалось, например, даже надеть черную футболку с Чебурашкой, он считается российским символом.
– Сейчас вам 23 года, вы – студент НГУ имени Лесгафта. Уже на каком курсе?
– Ужа на первом. Я перевелся в НГУ имени Лесгафта после того, как некоторое время отучился в педагогическом университете имени Герцена на дефектолога, специалиста, который работает с детьми, у которых дефекты зрения.
– Вы каждый день тренируетесь? Удается совмещать спортивный режим с занятиями в вузе?
– Тренируюсь каждый день, в какие-то дни по две тренировки. Один выходной в неделю. В НГУ имени Лесгафта учусь на заочном. Никаких поблажек не дают. Хотел в этом году поднажать на учебу, но из-за подготовки к чемпионату мира не получилось. Было много сборов, соревнований, дома почти не был.
– Задумывались о том, чем будете заниматься после того, как закончите выступать?
– Пока не знаю. Возможно в процессе спортивной карьеры ко мне придет понимание того, чем хочу заниматься после того, как закончу плавать. Хотелось бы найти работу, которая делает меня счастливым, делать что-то полезное для людей.
Справка
На чемпионате мира по плаванию среди паралимпийцев в Сингапуре приняли участие более 580 спортсменов. Сборная России, завоевав 21 золотую, 20 серебряных и 19 бронзовых медалей, одержала победу в командном зачете.