Русский музей отреставрирует два полотна Григория Угрюмова

В Русском музее приступили к реставрации двух масштабных полотен классика русской живописи Григория Угрюмова. Комплексная научная реставрация пройдет впервые за 220 лет.
Два масштабных или, как говорят специалисты, большеразмерных полотна Григория Угрюмова «Взятие Казани 2 октября 1552 года», ее размер 510 х 380 сантиметров, и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» – 510 х 393 сантиметра – сейчас находятся в Корпусе Бенуа Русского музея. Программу возрождения шедевров утвердили на расширенном заседании реставрационного совета, куда входят ведущие эксперты страны – реставраторы, музейщики, искусствоведы.
Реставрация назрела
Эти картины Григорий Угрюмов выполнил по личному поручению императора Павла I в 1799 году. Они были высоко оценены современниками, а их создатель удостоился звания профессор.
Чуть позже полотна передали в Русский музей, собрание которого еще только начинало формироваться. А в последние годы их можно было видеть в Михайловском (Инженерном) замке, где они стали частью постоянной экспозиции Воскресенского зала. Здесь планировали устраивать значимые государственные церемонии.
Генеральный директор Русского музея Алла Манилова подчеркнула необходимость реставрации картин.
«Мы обязаны сохранять на будущие века эти сокровища истинно академической петербургской живописи, которые являются святая святых для Русского музея. Им требуется комплексная реставрация, которую будут проводить лучшие специалисты Русского музея, представители петербургской школы научной реставрации живописи», – сообщила Алла Манилова.
Научные исследования
Локальные реставрационные работы проводились и прежде. Но поскольку шедевры классика академической живописи неоднократно перемещались, пережили эвакуацию в годы Великой Отечественной войны, то было понятно – они нуждаются в комплексной научной реставрации.
Начали ее с химико-биологических и технологических исследований. В лучах инфракрасного спектра мастера увидели, что на картинах много поздних записей. Например, в «Призвании на царство» Угрюмов менял расположение икон. А во взятии Казани изменены положения рук изображенных там персонажей.
Как рассказала ведущий художник-реставратор отдела реставрации станковой масляной живописи, руководитель проекта Ольга Кленова, в ходе обследования на обеих картинах были выявлены жесткие изломы, многочисленные прорывы холста, заделанные с тыльной стороны пластырями, кракелюр (сеть тонких трещин) и утраты красочного слоя.
«Желтый потемневший лак и большое количество поновительных записей, нанесенных поверх авторской живописи, скрывают колорит и нарушают целостное восприятие живописи», – уточнила специалист.
Прирожденный колорист
Картины Григория Угрюмова давно уже стали признанной классикой академической живописи. По словам заместителя генерального директора Русского музея по научной работе Григория Голдовского, мало кто из коллег художника столь виртуозно владел богатой цветовой палитрой.
«Угрюмов, ко всему прочему, среди академических мастеров прославлен еще и особой чувствительностью к цвету. Он был художником, который в большей мере колорист, чем все другие академические живописцы. Он был прирожденным колористом», – отметил он.
Ценны эти картины еще и тем, что являются своеобразными историческими документами. И это еще одно свидетельство того, насколько внимательно подходил к своей работе живописец.
В общей сложности процесс реставрации займет два года. Сначала возьмутся за «Призвания Михаила Фёдоровича», а в феврале 2026 года приступят к «Взятию Казани». По завершении работ картины вернут в Воскресенский зал Михайловского замка.
«У нас начинается новый реставрационный блокбастер, рассчитанный на два года, – столь серьезна и сложна будет работа, которая предстоит нашим реставраторам», – сказала Алла Манилова.
Работа «за кадром»
Русский музей в рамках проекта ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» представил новую общеобразовательную программу «Превентивная консервация и реставрация музейных предметов». Благодаря ей студенты профильных учреждений смогут перенять опыт лучших мастеров и отточить свои практические навыки.
Картины Григория Угрюмова выставлены в зале №86, который теперь называют залом открытой реставрации. Это значит, что за работой мастеров смогут наблюдать все посетители Русского музея. И увидеть ту часть важнейшей стороны музейной деятельности, которая обычно остается «за кадром».





