Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

«Все держится на скидках»: эксперты рассказали, к чему приведет продажа туров на маркетплейсах

И как это отразится на рынке путешествий
Фото: Олег Золото / «Петербургский дневник»

Один из самых крупных маркетплейсов Рунета запустил туристический сервис, через который пользователи могут покупать путевки, а не просто бронировать билеты и гостиницы. Пока маркетплейс сотрудничает только с одним туроператором и предлагает большие скидки. Игроки туристической индустрии встретили новость с подозрением: одни считают, что платформа хочет занять новую нишу на туристическом рынке, а другие – что впустую тратит деньги.

Шаг в цифровую эпоху

Первым полноценные путевки на маркетплейсе начал продавать оператор FUN&SUN, однако выбор направлений пока ограничен шестью странами.

«Сейчас на площадке представлены только те предложения, которые турист может забронировать и сразу оплатить. В таком случае меняться цена уже не будет», – сообщила пресс-служба оператора.

Обвинения в демпинге FUN&SUN отрицает.

«Это условия акции от маркетплейса. Любой канал продаж будь то туристические агентства, агрегаторы и так далее, могут самостоятельно выработать предложение для клиентов, исходя из своих условий и возможностей», – пояснили в пресс-службе оператора.

Руководство FUN&SUN подчеркивает, что работа на маркетплейсе – это шаг в новую цифровую эпоху, который поможет, в первую очередь, путешественникам.

«Сегодня рынок туризма активно трансформируется за счет прихода цифровых экосистем и крупных онлайн-платформ. Для туроператора интеграция с такой экосистемой означает участие в новой модели отрасли, где успех определяется не только качественным продуктом, но и доступом к big data и технологиям. Для нас это шаг, который позволит укрепить позиции FUN&SUN и предложить сервис высокого уровня в привычной для них цифровой среде», – отметил генеральный директор FUN&SUN Владимир Рубцов.

«У наших пользователей теперь есть надежный партнер для планирования отдыха. Это значительно усилит направление WB Travel, благодаря профессиональному опыту FUN&SUN пользователи получат высокий уровень сервиса и богатый выбор туров», – считает руководитель направления коммерческих проектов компании Wildberries&Russ Иван Осипов.

Человеческий фактор

Директор туроператора «Арт-Тревел» Мария Ушакова считает, что маркетплейс пытается занять новую нишу на туристическом рынке.

«В интернете куча платформ для неорганизованных туристов – это многочисленные агрегаторы и по покупке билетов, и по бронированию мест размещения. А какой-то единой площадки для продажи туроператороского продукта, то есть полноценных путевок, нет. Я думаю, в данном случае, предлагая скидки, маркетплейс не демпингует, а переманивает клиентов, чтобы занять новую для рынка нишу», – считает она.

Генеральный директор «Велви Тур» Валерия Неверова уверена, что ни один маркетплейс не сможет предложить путешественникам то же, что и профессиональный агент.

«Меня всегда удивляли разговоры о том, что скоро туризм полностью уйдет в интернет и агентства будут не нужны. Я давно в индустрии и точно знаю, что приличному числу путешественников недостаточно знать даты вылета и брони гостиницы. У людей всегда множество вопросов и просьб, возникающих после бронирования: кто-то просит поменять даты, забронировать соседние номера, предоставить комнату для встреч и так далее. Ни один маркетплейс в этих ситуациях не будет удовлетворять индивидуальным потребностям. Возможно, маркетплейсам удастся заинтересовать молодежь, которая привыкла все покупать в интернете, или людей, которым надо просто доехать и переночевать, однако большинство путешественников и дальше будут пользоваться услугами турагентств», – считает она.

Валерия Неверова заверила, что ее компания на маркетплейсы не собирается.

«Турагентства – юридические лица, которые несут ответственность перед заказчиком, и пользоваться маркетплейсами в нашей работе мы точно не будем. У нас достаточно клиентов, которые нам доверяют организацию своих поездок, не тратя свое время и силы ради сэкономленных 100 рублей», – пояснила она.

Мария Ушакова напомнила, что другой маркетплейс когда-то уже пытался продавать туры, однако быстро отказался от этой идеи.

«Бронирование тура – это многоступенчатый процесс, который нельзя полностью автоматизировать, там постоянно требуется вмешательство живого человека для решения тех или иных вопросов», – рассказала эксперт.

Кроме того, продолжила Мария Ушакова, для перехода на интернет-платформу нужна стабильная ситуация на рынке.

«На мой взгляд, через маркетплейсы можно продавать только стандартизированные туры, когда есть чартеры и блоки мест. И то, только в том случае, когда вероятность форс-мажора минимальна, то есть когда можно быть уверенным, что, например, аэропорт не закроется и самолет улетит вовремя», – сказала она.

Вице-президент Альянса туристических агентств Алексан Мкртчян уверен, что продажа туров на маркетплейсе – дело времени.

«Я в туризме 35 лет и лично видел, как в отрасль проходили самые разные непрофильные компании: и маркетплейс, и телефонный оператор, и банк, и так далее. Все они привлекали клиентов исключительно скидками, которые долгое время делать просто невозможно – разоришься. Так что никто из них надолго в туризме не задержался. Надо понимать, что сейчас, продавая туры со скидками, маркетплейс не зарабатывает деньги, а тратит их. Я думаю, что он еще пару месяцев побалуется, потеряет несколько миллионов долларов и свернет проект. А турагенства как работали, так и продолжать работать», – считает он.