В Большом зале Филармонии впервые исполнили Симфонию для большого оркестра Георгия Свиридова

Музыку Георгия Свиридова в нашей стране знает каждый человек. И это не преувеличение. Именно под его сюиту «Время, вперед!» каждый вечер начинается информационная программа Первого канала «Время».
Вообще эта сюита была создана на основе музыки к одноимённому кинофильму Михаила Швейцера «Время, вперёд!» (1965), посвящённому строительству Магнитогорского металлургического комбината. Заставкой к программе «Время» она стала, начиная с ее первого эфира – 1 января 1968 года. Затем был небольшой перерыв, после которого по просьбам зрителей музыка вновь зазвучала с телеэкранов. Михаил Швейцер дал этому простое объяснение: «Потому что эта музыка – навсегда».
Неожиданная находка
Судьба Концерта для фортепиано с оркестром, которым открылась юбилейная программа, тоже оказалась непростой. Студент Ленинградской консерватории, ученик Дмитрия Шостаковича, написал ее в 22 года. Этот его ранний опыт долгое время оставался в тени.
Племянник Георгия Свиридова музыковед Александр Белоненко рассказал, что после первого прослушивания, которое состоялось в 1938 году, композитор принес рукопись домой, чтобы внести в нее по просьбе дирижера небольшие изменения. После этого она исчезла, и, как считал сам композитор, безвозвратно. Обнаружились ноты только после смерти композитора.
«О них все забыли – партитура лежала в старом диване в комнате матери Свиридова на Литейном проспекте. А я ее совершенно случайно обнаружил у своего двоюродного дяди и был просто поражен, потому что все считали, что она больше не существует», – поделился с «Петербургским дневником» Александр Белоненко.
На рукописи нашли пометки композитора: дату и место создания – «сентябрь 1937 г. Курск».
Рукопись оказалась в таком удручающем состоянии, что дирижер Евгений Светланов вынес суровый вердикт – восстановлению не подлежит. Однако к 100-летию Свиридова реставраторы Русского музея смогли вернуть первый опус композитора к жизни.
Восстановление справедливости
Мировая премьера симфонии прошла в год 100-летия со дня рождения композитора. Ее исполнил Губернаторский симфонический оркестр Иркутской областной филармонии. Позже симфония звучала в других городах.
«Я благодарен Петербургской филармонии за то, что Симфония впервые прозвучит в Большом зале. Этот концерт в определенном смысле можно назвать актом восстановления исторической справедливости», – подчеркнул Александр Белоненко.
По словам художественного руководителя и главного дирижёра Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра Александра Титова, для коллектива исполнение Симфонии стало особым событием.
«Мы прежде записывали эту музыку, но в концертном зале сегодня исполнили ее впервые. Такого рода симфонических произведений у Свиридова немного, поэтому каждая находка – редкость. В симфонии слышно песенное начало, интонации русской народной музыки. Всё это тональный, очень живой музыкальный язык», – поделился он.
Приношение маэстро
В цикле концертов, посвященных Свиридову, в Филармонии выступят ведущие петербургские коллективы. Это станет своего рода приношением к юбилею композитора от всего города.
По словам заместителя директора Петербургской филармонии по творческой деятельности, художественного руководителя Большого зала Евгения Петровского, в юбилейной программе нашли отражение все периоды творчества и жанров, в которых работал Свиридов.
Особое место займут концерты филармонических оркестров: 16 октября Заслуженный коллектив России совместно с Хором Михайловского театра под управлением Александра Соловьева исполнит «Поэму памяти Сергея Есенина», солист – тенор Сергей Кузьмин. А 21 октября в исполнении Академического симфонического оркестра под управлением Андрея Аниханова прозвучат музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель».
Кроме того, пройдут выступления Концертного хора Петербурга и Хора мальчиков Хорового училища имени М. И. Глинки под управлением Владимира Беглецова, а в Малом зале филармонии прозвучит камерная программа.
«Георгий Свиридов – не только один из крупнейших русских композиторов XX века, но и музыкант, теснейшим образом связанный с Ленинградской – Петербургской филармонией и ее оркестрами. На наших сценах он сам неоднократно выступал как пианист – солировал и аккомпанировал исполнявшим его сочинения ведущим певцам страны», – подытожил Евгений Петровский.