Яндекс.Метрика
  • Антон Качалов

Самозанятых могут убрать из-под закона о локализации такси

Цены на поездки уже преодолели порог в 500 рублей
Фото: Олег Золото/«Петербургский дневник»

Опубликованный перечень авто, которые с 1 марта можно будет использовать для работы в такси, неокончательный и будет расширен. Вступление в силу норм закона о локализации могут отложить для самозанятых водителей и индивидуальных предпринимателей до 2028 или даже до 2033 года, инициативу прорабатывают в Минтрансе.

«Парламентская газета» узнала, кто будет возить россиян на авто с шашечками и сколько будут стоить поездки.

По данным ФГИС «Такси», в сентябре 2025 года в реестрах числилось больше 1,13 миллиона автомобилей, из них 834 тысячи – действующие. Это, как считают в Минтрансе, говорит об эффективности нового закона о такси, который вступил в силу 1 сентября 2023 года.

Несмотря на то что закон действует только два года, все это время не прекращаются попытки его скорректировать. В Общественном совете по развитию такси насчитали 35 законодательных инициатив, которые находятся на той или иной стадии рассмотрения. Поездки с детьми и тарифы для многодетных семей, детские кресла и их количество, перегородки между водителем и пассажиром, обязательная видеорегистрация, новые виды страховок и штрафы за их отсутствие, перечисляла председатель совета Ирина Зарипова.

Минтранс поддержал снижение штрафов за отсутствие полиса страхования гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП) для водителей и таксопарков с нынешних 40 тысяч – 1 миллиона рублей до 5–50 тысяч рублей.

«Высокие штрафы были введены прежде всего для крупных перевозчиков, например авиакомпаний, – объяснил Васильченко. – Для таксопарка или индивидуального предпринимателя такая сумма может стать просто разорительной».

И все-таки главной темой сейчас остается закон о локализации такси, предполагающий, что с 1 марта 2026 года таксопарки и частные водители смогут покупать для своей работы только отечественные автомобили, собранные в РФ и в основном из российских комплектующих. Локализацию, то есть количество технологических операций и деталей локального производства, оценивают в баллах. По предварительной версии Минпромторга, в список должны войти 22 модели шести марок. Перечень, очевидно, будет расширен, и представители таксомоторной отрасли просят, чтобы это произошло как можно скорее, чтобы была возможность подготовиться. Авто, разрешения на которые будут получены до вступления закона в силу, смогут и дальше возить пассажиров до окончания срока эксплуатации. Но с ограничениями, напомнил Александр Васильченко. Действие разрешения прекратят при смене собственника по договору лизинга, перепродаже или нарушении требований закона о такси. В этих случаях машину исключат из реестра.

Один из главных вопросов: что делать с самозанятыми водителями, которые используют личные авто для подработки в такси. Общее мнение – они в абсолютном большинстве не станут покупать новую машину из официального списка, а просто начнут зарабатывать втемную. В связи с этим Минтранс готов поддержать перенос срока вступления в силу требований для самозанятых как минимум до 2028 года, когда перестанет действовать особый налоговый режим для этой категории. Кроме того, вступление в силу закона о локализации могут отложить в четырех исторических регионах РФ – ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях. Напомним, что в Калининградской области закон вступит в силу в 2028 году, а в Сибири и на Дальнем Востоке – в 2030-м.

Средняя стоимость поездки в такси по итогам года может составить 520 рублей, сейчас она уже превысила 500 рублей. Без учета Москвы и Санкт-Петербурга стоимость ниже – 410 рублей. Об этом на конференции сообщила замруководителя Центра стратегических разработок Татьяна Горовая. «Половина населения страны используют такси, – сказала Горовая. – В среднем один пассажир совершает 48 поездок за год. По итогам 2025 года мы ожидаем 70 миллионов уникальных поездок в такси, то есть тех, кто совершил хотя бы одну поездку».

Рост цен на поездки в такси на 5–9 процентов опережает инфляцию, добавила эксперт. Как показывает статистика, 90 процентов всех поездок совершаются в городах, 99 процентов пассажиров используют тариф «эконом», в Москве и Санкт-Петербурге таких 95 процентов.