Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Участник СВО: «Важно понимание, что мы не одни»

«Петербургский дневник» и Государственный фонд «Защитники Отечества» продолжают новый проект, посвященный участникам спецоперации. Сегодня нашим героем стал дважды кавалер ордена Мужества Сергей Узельман
Фото: Александр Гальперин/«Петербургский дневник»

Сергею всего 28 лет. Спортивный, открытый, общительный парень. Ловко взбежал по ступенькам подземного перехода. И не скажешь, что у него протез ноги.

«Я родился на Дальнем Востоке, в маленькой деревне недалеко от города Арсеньева. Учился, занимался легкой и тяжелой атлетикой, смешанными единоборствами. И спортивная закалка очень мне помогла впоследствии. Именно благодаря выносливости смог и вытаскивать с поля боя раненых пацанов, и снаряды носить», – рассказывает Сергей.

Он честно говорит, что в юности, как и большинство ровесников, был легкомысленным. Недоучился в техникуме, пошел в армию на срочную службу. И вот армия, по его словам, поставила голову на место. Восстановился на учебе, пошел работать водителем спецтехники на стройку.

В сентябре 2022 года Сергей Узельман в числе первых добровольцев пошел в военкомат. Некоторые его товарищи уже воевали, он не мог остаться в стороне.

Взялся – держись

Он попал в пехоту, в штурмовой отряд. Все два года, с 2022-го по 2024-й, он служил именно штурмовиком, дослужился до заместителя командира взвода штурмового отряда. Его боевые места – Запорожская область, Времьевский выступ, Старо-Малиновка. Потом перевели на Донецкое направление.

Их группу в составе 18 человек отправили на помощь ВДВ под Попасную. Правда, сам Узельман туда так и не доехал. По дороге группа попала под обстрел, Сергея ранило в голову. Его отправили лечиться на родину, дали на восстановление полгода, но он их не отсидел, попросился назад, к ребятам. «Если я взялся, то должен тянуть эту лямку до конца. Я и командирам говорил, что заднюю не могу дать. Потому что там наши пацаны, они надеются на меня, я не могу их подставить. Я всегда старался дать какую-то поддержку, поговорить, настроить. Это было самое важное для ребят. Потому что я видел, как каждому из нас было тяжело, как важно понимание, что ты не один, что рядом есть ребята, которые всегда придут на помощь и в любой ситуации вытащат», – говорит Сергей.

Он вернулся к своим. В 2023 году, когда начался массовый прорыв противника, отряд Сергея направили в район села Старомайорское. Бои были очень тяжелые, враг наступал.

В одном из боев Сергея снова ранило в руку в тот момент, когда он вытаскивал из-под огня раненого товарища. С перебитыми нервами и сухожилиями он вытащил с поля боя пятерых бойцов.

«Сначала мы с якутом – с парнем из Якутии – вытащили троих. Я сел на позиции, мне стали руку перевязывать. И я услышал, что кто-то на помощь зовет. А я уже был тогда командиром отделения. Со мной рядом мальчишка сидел, я сказал ему, что он теперь за старшего, и пошел пацанов вытягивать. Вытащил, мы их дотянули до точки эвакуации, а машины нет. Я пошел по дороге машину искать и по дороге забрал с собой еще двоих раненых. И вот с этими двумя я дошел до точки, где сидела наша группа эвакуации. Командир решил послать машину за ребятами. Спасибо огромное таким командирам, которые не остаются равнодушными», – вспоминает боец.

Его снова отправили лечиться, и он снова сбежал обратно. И там, уже где-то под Мариуполем, увидел одного из спасенных им ребят. И тот парень узнал его, подошел, обнял.

Стал братом

Вернувшись во второй раз, Сергей стал уже заместителем командира штурмового взвода.

Однажды бойцы получили приказ держать лесополосу и героически удерживали ее около двух месяцев. В отряде было очень много совсем молодых неопытных парней. Но, по словам Сергея, с ними было очень легко работать. Они все понимали, слушались, перенимали опыт.

Уже где-то в начале третьего месяца в той лесополосе Узельману дали новую группу, и бойцы попали под танковый обстрел.

«Мы отсиделись в окопах, двинулись на свою точку, вдвоем с мальчишкой начали копать окоп. Там в лесополосе есть прогал – это такой кусок открытой местности, который простреливается хорошо. На нас пустили все, что можно: «птички», устройства взрывные какие-то самодельные… А со мной мальчишка, пришел на фронт совсем недавно. И он испугался, ему стало плохо. Я его начал выводить. Сказал, что пойду первым, а он – за мной. И в этот момент у меня под ногой – взрыв», – рассказывает Сергей. Ему оторвало ногу. И спасал его тот самый мальчишка, которого Сергей хотел вывести из-под обстрела. «Он мне перемотал ногу, забросил на себя и вытащил. Этот парень сейчас живой, он у нас в части. Я его поблагодарил, обнял крепко, он для меня как брат, мы с ним общаемся. Я со всеми общаюсь, кто сейчас находится на линии фронта, посылки передаем, пытаемся поддержать», – говорит Сергей.

Надежда в госпитале

Сначала были вопросы, как жить дальше без ноги, кому он будет нужен.

С этими мыслями он оказался в Петербурге, в Военно-медицинской академии, потом на реабилитацию его отправили в Госпиталь для ветеранов войн. И там он встретил свою любовь – медицинскую сестру по имени Надежда.

«Меня перевели в госпиталь. Утром сплю, и меня кто-то будит и так вежливо говорит: «Сергей Сергеевич, анализы пора сдавать». Девушка такая красивая, я сразу отметил. И это обращение по имени-отчеству так тронуло. Я тогда не знал, конечно, что это будет моя жена, Надежда», – улыбается Сергей.

После реабилитации решено было остаться в Петербурге, хотя прежде Сергей здесь никогда не бывал.

Забавно, но до своего последнего ранения он и на самолете никогда не летал, и когда его везли в петербургский госпиталь, очень боялся, что ИЛ-76 разобьется. Они поженились, в июле этого года родился сын Лев.

Сергей учится на юридическом в Санкт-Петербургском государственном университете, в его планах – расти и развиваться дальше. Молодая семья уже успела побывать на его малой родине, повидались с мамой Сергея, его братьями и сестрами.