«Настоящее кино про любовь, спорт и человека»: Артем Михалков рассказал про «Первого на Олимпе»

9 октября в прокат выходит спортивная драма «Первый на Олимпе» (12+) о жизни двукратного олимпийского чемпиона, ленинградца Юрия Тюкалова. Режиссер картины Артем Михалков рассказал «Петербургскому дневнику», что снял экшен про гребной спорт, чтобы страна не забыла своего героя, а у молодых людей появился достойный пример для подражания.
– Как родилась идея снять фильм про Юрия Тюкалова?
– Я прочитал сценарий Михаила Зубко и понял, что хочу его экранизировать. Юрий Тюкалов – человек невероятной судьбы, который пережил блокаду Ленинграда и победил в том виде спорта, в котором СССР никогда не лидировал. Мне сразу захотелось сделать из истории Тюкалова, не побоюсь этого слова, экшен. Кроме того, в современной России никто не снимал художественных фильмов про гребной спорт, так что это был определенный вызов.
Вообще мне кажется важным снимать фильмы именно о выдающихся реальных людях, чтобы страна не забыла своих героев, а у молодого поколения был хороший пример для подражания. В 2022 году уже вышел мой фильм «Мистер Нокаут» (12+) про великого боксера Валерия Попенченко.
– Насколько картина «Первый на Олимпе» достоверна?
– Это не документальный фильм, поэтому мы хоть и опирались на реальные события, однако сняли все-таки художественное произведение. «Первый на Олимпе» расскажет зрителям о реальной победе Тюкалова в Хельсинки в 1952 году, о том, что он учился в Мухинском училище, был скульптором и архитектором, и многое другое. Артем Быстров и Елена Лядова сыграют реальных тренеров Савримовичей, которые работали с олимпийцем.
Однако для того, чтобы зрителям было интереснее, мы специально усилили драматичность некоторых моментов из биографии Тюкалова. Нам очень хотелось показать силу личности спортсмена, которого не сломила война, который верил в свою победу, несмотря ни на что.

Важную роль в нашем фильме играет и вымышленная история любви Юрия Тюкалова и Шурочки. Мы хотим показать путь героя как в спорте, так и в отношениях, чтобы зрители видели, что он гребет не только к победе на соревнованиях, но и к счастливой жизни.
– Как вы искали актеров в проект?
– Это был очень долгий и мучительный процесс. Сложнее всего было определиться с артистом на главную роль. Претендентов было много, даже Глеб Калюжный, которого мы в итоге и утвердили, приходил раза три или четыре. Мы с продюсерами долго обсуждали его кандидатуру и окончательно определились только после того, как увидели Глеба в гриме – это был четкий визуальный образ Тюкалова. А когда ему завили волосы, выдали историческую спортивную форму и посадили в лодку, то у меня сразу появилось ощущение, что я попал в середину ХХ века. Это лучшая оценка.
После мы начали искать актрису на роль Шурочки. Это тоже было непросто, поэтому я очень рад, что, в конце концов, к нам пришла Ирина Паутова. Это талантливая молодая актриса, у которой, я уверен, большое будущее.

– А при выборе актеров вы обращали внимание на их спортивную подготовку?
– Да. В необходимости этого я убедился еще на съемках «Мистера Нокаута». Гребля – очень сложный вид спорта: человеку приходится задействовать 98% мышц, чтобы достичь цели. Я лично убедился, насколько все это непросто, сев в лодку.
У Глеба была неплохая физическая подготовка, однако после того, как он впервые продемонстрировал свои умения, наши профессиональные консультанты говорили, что ему еще учиться и учиться. В результате Глеб несколько месяцев занимался гребным спортом, чтобы на экране выглядеть профессионалом. И я ему очень благодарен.
– Сложно ли было воссоздать спортивный быт времен Юрия Тюкалова?
– Да. Например, изначально мы планировали работать в реальном клубе «Красное знамя», в котором занимался Юрий Тюкалов. Мы съездили туда, пообщались с ветеранами, они передали нам множество книг и документов. Однако подъехав в клуб буквально через пару месяцев, я с удивлением обнаружил забор. Охранник рассказал, что клуб закрыли на реконструкцию. Я был просто в шоке! В общем, нам ничего не оставалось, кроме как построить свое «Красное знамя». Благо наш художник Евгений Качанов смог забрать из закрывшегося на реконструкцию клуба реальные артефакты для наших декораций.
Лодки середины ХХ века значительно отличаются от современных, поэтому мы по всей стране искали сохранившиеся экземпляры, многие из которых нуждались в серьезной реставрации. Иногда лодки выходили из строя прямо во время съемок, поэтому ремонтировать их приходилось буквально «на коленке».

Сцены на воде вообще стали для нас настоящим вызовом. Мы снимали фильм в высокий сезон, поэтому перекрыть какие-то водные артерии возможности не было. Приходилось ловить моменты, когда каналы были пусты. Для того, чтобы вести съемки с воды, мы сконструировали специальный плот, на котором помещалась вся команда, к нему же крепились и лодки. Все это было непросто, но я доволен результатом.
– В этом году Глеб Калюжный ушел в армию. Это как-то повлияло на ваш проект?
– Не особо. Съемки к этому моменту мы уже закончили, и Глебу надо было только озвучить своего персонажа. Он ушел на два дня в увольнительную и сделал все, что нужно. Я был очень рад, что его отпустили и на московскую премьеру нашего фильма.
– В «Мистере Нокауте» вы появляетесь в небольшой роли. Почему вас нет в новом фильме? Вы планируете продолжать свою актерскую карьеру?
– Изначально у меня была роль в «Первом на Олимпе», однако на этапе монтажа мы поняли, что фильм нужно сокращать, и сцена со мной пошла под нож.
Что касается актерской карьеры, то могу сказать, что творчество мне интересно со всех сторон. Я готов сниматься, просто последнее время работал над большими проектами как режиссер, и время на актерство просто не оставалось. 9 октября фильм «Первый на Олимпе» выйдет в большой прокат, и я задумаюсь о своей дальнейшей деятельности.

– Члены вашей звездной семьи успели ознакомиться с фильмом «Первый на Олимпе»? Вам важно, что они думают?
– Мама фильм видела, отец немного приболел, поэтому пропустил премьеру. Аня (актриса Анна Михалкова. – Ред.) занята на съемках, поэтому тоже пока не посмотрела. Конечно, я ценю их мнение, однако гораздо важнее для меня внутренняя уверенность, получилось кино или нет. На мой взгляд, «Первый на Олимпе» получился, это не картонное, а настоящее кино про спорт, человека, любовь и глобальные цели.
– Планируете дальше снимать фильмы про наших прославленных спортсменов?
– У меня есть кое-какие планы, но пока я не готов о них говорить. Впрочем, как только придет время, я раскрою все планы.