ВТБ и МГУ создают уникальные ИИ-модели для обеспечения этичности и точности в банковских сервисах

Банк ВТБ объявил о стратегическом партнерстве с учеными Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова с целью разработки передовых моделей искусственного интеллекта. Эти специализированные ИИ-детекторы будут интегрированы в генеративные сервисы банка для контроля этических норм и предотвращения «галлюцинаций» – ошибок, вымышленных данных и ссылок на несуществующие источники в ответах, создаваемых ИИ.
О проекте рассказал заместитель президента – председателя правления ВТБ Вадим Кулик в преддверии форума «Финополис-2025». В совместной работе задействованы специалисты Института искусственного интеллекта МГУ и Исследовательского центра в сфере ИИ университета.
«В нашем совместном с МГУ проекте ведут работу ученые и специалисты разного профиля – математики, лингвисты, психологи, юристы, культурологи. Они вовлечены в разработку моделей искусственного интеллекта, которые мы сможем интегрировать во все каналы коммуникаций банка с клиентами, где используется генеративный ИИ. Мы рассчитываем, что это будет уникальный продукт, которого сегодня нет на рынке», – отметил Вадим Кулик.
Уникальность разрабатываемых моделей заключается в их способности учитывать культурный код россиян, особенности законодательства, специфику общения с клиентами, внутренние правила работы ВТБ, а также ряд юридических и этических аспектов. Эти факторы, по мнению банка, недостаточно учтены в существующих на рынке решениях.
Вадим Кулик пояснил, что банк не смог найти полностью удовлетворяющие его потребности решения ни среди готовых российских модулей, которые не учитывают внутренние регламенты ВТБ, ни среди зарубежных решений на базе открытого исходного кода, игнорирующих культурный код и духовно-нравственные ценности россиян. «Все это крайне важно для нас, поэтому мы решили пойти по пути эксклюзивной разработки решения», – подчеркнул он.
В рамках проекта ученые и специалисты МГУ сосредоточатся на формировании массивов данных (дата-сетов), обучении, тестировании и тонкой настройке моделей под конкретные задачи банка, а также на их интеграции в сервисы. На первом этапе уже проведены десятки интервью с сотрудниками различных подразделений ВТБ, от руководителей розничных подразделений до команд, занимающихся разработкой чат-ботов и цифровых ассистентов.
Постепенное внедрение обновленных решений ВТБ на базе разработанных совместно с МГУ моделей запланировано с 2026 года.