Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

«Я мечтал о небе с детства»: студент Санкт-Петербургского пожарно-спасательного колледжа Леонид Палагин изучает беспилотные аппараты

Недавно он победил на чемпионате высоких технологий в Великом Новгороде
Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

Компетенция «Беспилотные системы диагностики, обслуживания и ремонта инфраструктуры» – одна из самых передовых. Каждый год в стране появляются колледжи, обучающие пилотов беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), но петербургский был одним из первых, кто ввел такую специальность у себя.

Студент Санкт-Петербургского пожарно-спасательного колледжа Леонид Палагин признается, что умеет не только пилотировать дроны, но и собирать, хотя управлять ими юноше нравится больше.

РЕЛЬСЫ И ШПАЛЫ

Недавно Леонид Палагин получил золотую медаль на чемпионате высоких технологий. Соревнования проводились в Великом Новгороде и собрали участников со всей страны. Чемпионат состоял из четырех модулей, и для условий, приближенных к реальным, на полигоне построили 50‑метровый макет железной дороги: с рельсами и шпалами.

Сначала конкурсанты исследовали рельсы с квадрокоптера, отыскивая специально оставленные дефекты: открученные гайки, разомкнутые клеммы, – Леонид насчитал 12 дефектов и стал победителем. Потом пришла пора наземного квадрокоптера, который проехал между рельсами, фиксируя расставленные знаки. Для успешного выполнения задания нужна не только внимательность, но и четкие навыки пилота. Не пропустить значок, не сбиться с пути… ведь на реальной дороге не будет возможности подойти к роботу и что‑то поправить.

ПЕРЕВЕЛСЯ НА БЮДЖЕТ

Леонид Палагин рассказывает, что ему, несмотря на 17 лет, уже поступают предложения от работодателей. Выбор есть: операторы дронов востребованы и в военных, и в мирных профессиях. Особенно операторы, учившиеся 3‑4 года и умеющие разбираться в разных моделях. Основной учебно-производственной площадкой колледжа является ГК «Геоскан». Компания дает возможность изучить БПЛА разных типов: от легкой 101‑й модели, которая может делать съемку или работать на доставке, до 701‑й – тяжелого бензинового беспилотника, способного пролететь тысячу километров. Также студенты изучают модели «Пионер» и «Клевер».

«Я мечтал о небе с детства, но понимал, что с моим зрением – у меня небольшая близорукость – пилотом мне не стать. Беспилотниками я заинтересовался, когда про них еще никто не слышал, максимум, что было, – детские вертолеты с дистанционным управлением, – говорит молодой человек. – В колледж поступил после 9‑го класса, специально приехал учиться из Костомукши. Сначала на коммерческое отделение, но потом перевелся на бюджет».

Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

ПОЛЕЗНОЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ

Сделать беспилотник самостоятельно, да еще под конкретную задачу, довольно сложно, даже если найти в Интернете инструкцию, выписать из Китая моторчики, а все нужные детали напечатать на 3D-принтере. Но студенту это вполне по силам, правда, такая работа займет не менее месяца.

«Но все равно я предпочитаю пилотирование, – отмечает Леонид. – Плохо, что воздушное пространство закрыто и провести испытания на местности с каждым днем все сложнее. А ведь беспилотник – очень полезное изобретение. Мой однокурсник летом летал в Магадан и видел, как удобно с его помощью делать съемку местности. А поиски пропавших людей?! Уже не нужен вертолет, понадобится только коптер с тепловизором».

РАЗНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Разумеется, основной курс в колледже посвящен летающим аппаратам, но изучаются также наземные и подводные. Трудно предсказать, где будут востребованы навыки пилота лет через десять.

«Знаю случай, когда два беспилотника с мощными захватами подняли со дна вертолет, – говорит Леонид. – А уж подводную видеосъемку способен делать даже очень простой аппарат».

Курс оператора дрона включает в себя много интересных дисциплин. Помимо базовой – дистанционного пилотирования – это еще и основы аэродинамики, инженерная графика, метеорология, электронные системы, безопасность полетов.

В колледже, кстати, приветствуют желание студента начать работать еще на 3‑4-м курсе, и многие этим пользуются. Если собрать разрешения у преподавателей, можно добиться свободного посещения и пойти работать, – правда, предъявлять конспекты и сдавать зачеты все равно придется. Так или иначе лучшая награда для преподавателя – это востребованность его ученика на рынке труда.

Леонид Палагин умеет не только пилотировать, но и собирать дроны.

Система среднего профессионального образования (СПО) появилась в нашей стране ровно 85 лет назад. В честь юбилея в Петербурге начал работу музейно-выставочный проект «Профтех. История. Защитники Отечества».

Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»