Андрей Гончаров: «Моя мечта – чтобы мой внук никогда не узнал, что такое война»

Офицер особого назначения
Андрей Гончаров родился в Прибалтике в семье военнослужащих. Обычное советское детство: книги, кино, рыбалка, школа, университет. После первого курса его призвали в Вооруженные силы. Отслужил, восстановился в университете, но затем получил предложение продолжить службу в подразделениях спецназначения МВД СССР. Согласился, честно служил.
А потом наступил 1991 год. Его спецчасть в Прибалтике была переформатирована, а сам Андрей оказался в Северной столице. Выбор города был не случаен: его родственники встретили здесь блокаду, ремонтировали военные корабли, но, отказавшись от брони, ушли на фронт добровольцами.
Переехав в Санкт-Петербург, Гончаров вновь получил предложение продолжить службу в подразделениях специального назначения. Закончил службу в налоговой полиции в звании капитана. Потом с товарищами они создали свой детективный юридический бизнес.
«С середины 2000-х бизнес шел, все было хорошо, полный порядок во всем. Но потом наступил 2014 год. Я еще тогда порывался уехать добровольцем, но меня останавливало одно: если что-то случится, то моей семье никто не поможет. На тот момент не было особых мер поддержки, вообще ситуация была не очень понятная. Но гуманитарку возили в Донбасс начиная с 2014 года», – рассуждает Андрей Александрович.
«Жена все поняла»
Наступил сентябрь 2022 года. Буквально на следующий день после объявления частичной мобилизации он пошел в военкомат, но по формальным причинам ему отказали. Тогда он через сайт «Госуслуг» обратился к руководству страны, описал кратко свою биографию и сказал, что готов служить Родине. На следующий день 54-летнего Гончарова вызвали в военкомат.
«Жена не знала ничего, я прятал вещи, которые собирал. Но когда Жанна пришла домой вечером перед отправкой и увидела этот большой баул, все поняла. Не плакала, но надо было видеть ее лицо. Когда мы ехали на сборный пункт, она не смогла вести машину, у нее руки тряслись. Потом, когда я вернулся, написал рассказ «Мой Рыжик». Он посвящен моей жене. Нашим женам», – говорит Андрей.
Он служил командиром разведывательного отделения – как и его дед, Иван Максимович Михайлов – профессиональный военный разведчик. На войне Андрей Александрович начал писать рассказы. О товарищах, живых и погибших. О собаке, которая была бойцам верным другом. И еще их всех фотографировал. Чтобы была память.
«Фронт нас очень сильно сблизил. Когда опасность каждый день, когда общий котел, когда молодые ребята у тебя учатся, а ты учишься у них, потому что в жизни надо всегда учиться», – уверен Андрей Гончаров.
«Мы же люди»
Он выполнял боевые задачи в Харьковской области, на Купянском направлении. Там был небольшой поселок, где до войны было 2500 жителей. Когда туда зашли наши, оставалось человек 300 – в основном старики. Большинство жило в пятиэтажках, без огородов, голодали. А до передовой – 2 километра.
«У нас был приказ – ни в какие отношения с мирным населением не вступать. Но мы же люди… Как-то идем с задачи, а на дороге стоит бабушка и плачет. Говорит: сынки, есть хочу. А мы сами голодные, уставшие после боя. Пошли с другом – позывной «Шахта», забрали продукты, которые нам принесли, – все, что было, отдали ей. Начали возвращаться, и тут накрыло. Полчаса не могли встать. Только из-за того, что бабушке помогли. Потом уже какой-то коридор появился, начали привозить старикам еду, лекарства. Они нам тоже платили добром. У них там совсем не осталось мужского населения», – уверен Гончаров.
Андрей Гончаров говорит, что для него не было особенным сюрпризом то, что он увидел в зоне СВО. И он уверен, что правильно сделал, что пошел.
«Потому что у тех, кто был мобилизован в первое время, у них практически не было боевого опыта. А я служил практически всю свою жизнь, мне легче. Я помог своим ребятам и своей стране», – считает Андрей Александрович.
Помочь другим
Он вернулся домой спустя почти год. Жена Жанна, дочка и 6-летний внук поехали встречать. И не узнали. Когда он уходил, весил 90 кг, а приехал – 74 кг. Но и жена изменилась. Она его встретила поседевшей.
Сейчас Андрей Гончаров работает социальным координатором филиала фонда «Защитники Отечества» в Санкт-Петербурге, был избран муниципальным депутатом МО Гражданка. Возглавил в своем Калининском районе отделение Ассоциации ветеранов СВО. Он много общается с людьми, с молодежью. И видит, как меняется мир вокруг.
«Сейчас мировоззрение изменилось. Народ начал объединяться обратно, это очень хороший показатель. Выполнил я и свою собственную задачу. Еще находясь в зоне СВО я принял решение издать альбомы, куда войдут фотографии всех сослуживцев из моего подразделения. И я эти альбомы создал за свой счет и по возможности передал всем семьям погибших и раненых. И считаю, что определенный душевный долг я выполнил», – рассказывает ветеран.
Сейчас у Андрея Гончарова одна мечта.
«Я живу сегодняшним днем. Работы очень много. Конечно, хочу, чтобы все цели специальной военной операции были выполнены. В любом случае мы победим. Либо так, либо так. Но мечта у меня одна: чтобы мой внук никогда не узнал, что такое война», – говорит Андрей Александрович.