Подтвердили репутацию лучшей пары: чемпионка Европы по танцам с собаками – о секрете успешной дрессировки и выборе образа Майкла Джексона

В сентябре в Швейцарии прошёл чемпионат Европы по танцам с собаками. Лучшими в дисциплине «фристайл» стали петербурженка Любовь Шинкаревич и её бордер-колли Блюз. Судьи высоко оценили их выступление под названием «Легенде посвящается (Майкл Джексон)» за технику, синхронность и артистизм. В интервью «Петербургскому дневнику» мастер спорта России, чемпионка Европы, многократная чемпионка России и победительница Кубка России по кинологическому спорту Любовь Шинкаревич рассказала о том, как Европа встретила российских спортсменов, в чем секрет успешной дрессировки собак и почему для своих выступлений выбирает породу бордер-колли.
Для реализации мечты нужен был особенный партнер
– Любовь, совсем недавно вы вернулись с чемпионата Европы по танцам с собаками, где заняли первое место в номинации «фристайл». Конкуренция была высокой?
– Чемпионат Европы по танцам с собаками проводится с 2011 года, и начиная с этого момента Россия впервые приняла в нем участие. Конкуренция всегда очень высокая, поскольку туда съезжаются лучшие танцоры со всей Европы. Например, в этом году за победу боролись участники из Италии, Испании, Венгрии, Чехии, Словакии, Франции, Андорры, Бельгии, Германии, а также Голландии, Дании, Швейцарии и Литвы.
Последний раз я участвовала в подобном турнире в 2018 году, и за прошедшее время уровень исполнителей заметно повысился. Теперь примерно 70 процентов спортсменов показывают высокий уровень дистанционного взаимодействия со своими собаками.
– Расскажите о номинациях подробнее и ожиданиях от турнира.
– В танцах с собаками есть два основных направления. Первое – это движение рядом под музыку, когда собака движется близко к проводнику, не отходя от него ни на шаг. Второе – это фристайл, где у участников полная свобода действий и движений. Я выступала именно во фристайле, и в нашей категории было около 50 участников. У меня уже много наград, поэтому для меня важнее всего показать нашу работу с собакой и получить удовольствие от процесса, независимо от того, как нас оценят судьи. Приятно также, когда люди подходят и говорят: «Вы топ!» Вот это ощущение признания – самое дорогое.
– Почему именно музыка Майкла Джексона легла в основу выступления? Сколько потребовалось времени на подготовку?
– Майкл Джексон – это легенда, и танцевать под его музыку – настоящий вызов. Идея этого номера появилась у меня около пяти лет назад, но долгое время не удавалось найти для реализации задуманного подходящую собаку. А потом появился Блюз. Когда щенок подрос, выяснилось, что он обладает всеми необходимыми для этого танца качествами – скоростью реакции, резкостью, активностью. На постановку номера ушло два года, но результат оправдал наши ожидания.
– Вы выступаете только с собаками породы бордер-колли?
– У меня были собаки разных пород, в том числе шпицы и шелти. Но чаще всего я выступаю именно с бордер-колли. С ними не то чтобы проще работать, но они уникальны и очень талантливы. Моей первой собакой был Твист, затем Скалли, оба из питомника «Айскнехт». А Блюза я выбрала у заводчика из Екатеринбурга. Он остался единственным непроданным щенком в своём помёте, но сразу привлёк моё внимание.
– Правда ли, что бордер-колли, будучи очень умными, требуют постоянной активности, иначе могут начать вести себя деструктивно?
– Да, это правда. Бордер-колли – одна из самых интеллектуальных пород, и ими необходимо постоянно заниматься. Если собака не получает достаточную физическую и умственную нагрузку, она начинает искать себе занятия сама, что может привести к нежелательному поведению, например порче вещей или чрезмерной активности в доме. Поэтому важно обеспечить бордер-колли регулярными тренировками и занятиями, чтобы они могли реализовать свой потенциал и оставаться счастливыми и здоровыми.

В Европе радовались нашему возвращению
– Нашим спортсменам сейчас разрешают выступать на международных соревнованиях только в нейтральном статусе. Как отреагировали на ваше возвращение европейские болельщики?
– В Европе нас всегда принимали тепло и радушно, и этот приезд не стал исключением. Мы, конечно, подписали договор, запрещающий пропаганду русской музыки, символики и национальных костюмов, но это никак не повлияло на наше настроение. Напротив, публика искренне радовалась нашему возвращению, и мы подтвердили свою репутацию – сразу две пары из России поднялись на пьедестал. Еще две пары, выступающие под нейтральным флагом, отобрались в финал и заняли 6-е и 7-е места во фристайле.
– Правильно ли я понимаю, что внутри вашего сообщества царит особая атмосфера поддержки, и никакие внешние обстоятельства не могут помешать дружбе и взаимопониманию?
– Абсолютно точно. Даже на открытии турнира прозвучало предложение забыть обо всех политических разногласиях и сосредоточиться исключительно на любви к нашим четвероногим друзьям. В Европе нас искренне поддерживали, и три дня пролетели незаметно.
– Расскажите подробнее о вашем выступлении с Блюзом.
– Было заметно, что участники постоянно совершенствуют свое мастерство. Появились новые интересные трюки и оригинальные комбинации движений. Что касается нашего выступления, скажу честно: своей собаке я всегда ставлю наивысшие баллы, горжусь каждым ее достижением.
Мы добивались идеальной синхронности, поскольку именно этот критерий оценивается судьями самыми высокими баллами. Любые паузы или задержки нарушают целостность восприятия, поэтому я стремилась довести этот элемент до совершенства.
– А какую роль играет музыкальное сопровождение? Вы наблюдаете за реакцией собаки: нравится ей музыка или нет?
– Открою секрет: собаки не умеют слушать музыку. Конечно, с раннего возраста мы приучаем ее к разнообразным мелодиям, постоянно включаем фоном радио, но по факту собака реагирует только на команды проводника.
– В цирке дрессировщики часто угощают подопечных кусочками сахара. А вы чем балуете Блюза?
– Мы используем поощрения в виде кусочков мяса или сухого лакомства только во время репетиций. На соревнованиях это категорически запрещено. Сахар вреден для собак, поэтому мы его никогда не используем. Искусство кинолога состоит как раз в том, чтобы научить подопечного выступать без поощрения. Далеко не все животные способны на такое.
– Какой подарок вы получили за победу?
– Денежных премий мы не получаем, поскольку это некоммерческое мероприятие. По сути, материальное вознаграждение ограничилось небольшими подарками для четвероногих артистов и дипломом. Самое главное – это эмоции зрителей и оценки судей.

Питомец должен получать удовольствие от тренировки
– Расскажите немного о себе: как давно вы работаете кинологом-инструктором?
– По образованию я ветеринар. Много лет работала по специальности в государственной клинике. Все изменилось двадцать пять лет назад, когда у меня появилась первая собака. Сначала я занималась с ней аджилити (вид спорта, в котором собака преодолевает полосу препятствий под управлением хозяина. – Ред.), а позже увлеклась танцами с собаками. Подготовка первого выступления случилась «на спор». Мне казалось, что танцы с собаками – несложное занятие, но мой первый тренер считал по-другому и предложил подготовиться к выступлению. Как оказалось, это совсем не просто, но меня сразу затянуло, и до сих пор продолжаю развиваться в этом направлении.
– Случается, что животные забывают движения?
– Конечно, ведь собаки не машины и иногда могут забыть некоторые движения, запутаться или отвлечься на посторонние раздражители. Я стараюсь предельно ясно объяснить собаке суть каждого элемента. Тут важна индивидуальная работа с животным, потому что каждая собака уникальна, даже внутри породы.
– А в чем секрет успешной тренировки собаки?
– Я считаю, что важно понимать потребности собаки, ясно ставить ей цели и правильно выбирать стимулы. Хороший тренер совмещает игру и угощения, чтобы питомец получал удовольствие от тренировки.
Лучший возраст для начала занятий с щенком – с первого дня появления в доме. Уже тогда видно, каким потенциалом обладает щенок в плане мотивации, концентрации внимания и взаимодействия с человеком.
– Какие у вас ближайшие планы?
– Совсем скоро начну готовить новый номер. Уже есть идея, почти готова музыка, хореографию обсудила с профессионалом. Раньше, лет восемь-десять назад, я была одновременно и дрессировщиком, и хореографом, и костюмером. Теперь, когда уровень наших выступлений повысился, стараюсь привлекать профессионалов. Вместе с хореографом мы обсуждаем концепцию номера, вместе фантазируем, а затем воплощаем наши мечты в реальный танец.