«Гений, который рождается раз в тысячу лет»: накануне исполнилось 110 лет со дня рождения Георгия Товстоногова

Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов:
О Георгии Товстоногове много написано и сказано. Как легенда передаются рассказы о нем людей, которые его лично знали. Его творчество изучают, на него равняются. Главное – в памяти остались его шедевры, заслужившие широчайшее признание. Товстоногову удалось довести до совершенства российскую классическую театральную школу. Он признан лучшим режиссером второй половины XX века.
Люди старшего поколения помнят, какой удачей было приобрести билет в Большой драматический театр (БДТ). Спектакли Товстоногова вызывали гордость за Ленинград, за отечественное искусство.
Мы благодарны великому режиссеру – он создал в нашем городе лучший театр в стране. В нем была лучшая труппа, в которой раскрылся талант великих артистов – Кирилла Лаврова, Татьяны Дорониной, Евгения Лебедева, Павла Луспекаева, Ефима Копеляна, Иннокентия Смоктуновского, Сергея Юрского, Николая Трофимова, Олега Борисова, Людмилы Макаровой, Владислава Стржельчика, Олега Басилашвили, Алисы Фрейндлих, Светланы Крючковой и многих других. Эти имена знает каждый.
Петербург чтит память Георгия Товстоногова. В 1992 году его имя было присвоено Большому драматическому театру. У его дома на Петроградской стороне установлен памятник. В театральных вузах и мастерских в качестве канона изучают его постановки.
Заслуженный артист Российской Федерации Сергей Лосев:
Любой, кому довелось общаться с Товстоноговым, каждую минуту чувствовал, что имеет дело с настоящим гением, который много знает и все понимает. Он сочетал в себе, в работе все приемы театрального искусства. Да и сам он создавал, придумывал, открывал целые жанры.
Георгий Александрович учил не столько даже словами, сколько отношением к театру. Актеры его боготворили и, конечно, побаивались.
Он мог двумя-тремя словами определить суть роли, объяснить смысл не только сцены, но и всего спектакля. А такое действительно бывает очень редко, раз-два в столетие.
Я знал Товстоногова еще с института. Я учился параллельно с его студентами, будущими режиссерами, и играл в спектаклях, которые они ставили. Когда позже мы с Товстоноговым встретились, он сразу меня узнал. Это было очень лестно. В БДТ меня, тогда артиста Театра Комедии, привел Андрей Толубеев. Поначалу было непросто работать с человеком, про которого знаешь, что он гений. Девять лет, что мне посчастливилось проработать с Георгием Александровичем, были одними из самых ярких в моей жизни.
Народный артист Российской Федерации Георгий Штиль:
В БДТ я пришел в то время, когда Георгий Александрович уже отработал там четыре года. Прежде чем взять артиста в труппу, Товстоногов обязательно устраивал ему прослушивание. Я поступал в театр вместе с Иваном Ивановичем Краско. Мы с ним играли эпизод из «Бравого солдата Швейка». Эту роль я готовил и играл еще в институте. Георгий Александрович смеялся, ему очень понравилось, и он сказал: «Жора, мы тебя берем!» Я заплакал от радости, потому что даже тогда БДТ был одним из лучших театров не только в Советском Союзе, но, пожалуй, в мире.
Особенно отчетливо мы это поняли, когда нас впервые пригласили в Англию. Правда, поставили одно условие: в репертуаре обязательно должен быть «Идиот» с Иннокентием Смоктуновским в главной роли. Этот спектакль стал визитной карточкой театра. Его премьера состоялась в 1957 году, а в 1966-м театр выпустил вторую редакцию постановки. Ее и повезли в Англию. Спектакль был принят на ура. Узнав об этом, нас пригласили французы. Гастроли прошли с большим успехом, а газеты писали, что каждый артист, участвующий в массовых сценах «Идиота», может украсить любой театр мира.
Много лет спустя с гастролями в БДТ приехал знаменитый английский режиссер Питер Брук. Он называл Георгия Александровича одним из лучших режиссеров мира.
Товстоногов был гений, который рождается раз в тысячу лет. И мне, конечно, очень крепко повезло.