«Тренд на безопасность»: политолог Перенджиев объяснил, чем важен для мира ДСНВ

Россия в одностороннем порядке готова ещё год, до февраля 2027 года, а возможно и дольше, следовать положениям договора ДСНВ, истекающего в феврале 2026 года. Об этом на оперативном совещании с постоянными членами Совета безопасности в понедельник, 22 сентября, заявил президент Владимир Путин.
По мнению военного политолога, доцента кафедры политологии и социологии РЭУ имени Г. В. Плеханова Александра Перенджиева, заявление главы российского государства не просто обозначает позицию России как ответственной ядерной державы, но задает тренд на дискуссию о необходимости следования действующим правилам по всем мире.
«К дискуссии прежде всего призываются США, как участник договора, а также и другие страны, обладающие ядерным оружием, – Франция, Великобритания, Китай, – рассказал Александр Перенджиев. – Пусть этот договор только между Россией и США, но он заставляют и другие как признанные ядерные державы, так и непризнанные, вести себя весьма и весьма корректно. Если этот договор будет разрушен, то это может стать сигналом, что никаких правил можно не соблюдать. И ситуация может получить неуправляемый характер, риск ядерной войны станет в разы выше, чем сейчас. Все может закончиться ядерным армагеддоном».
Договор, предусматривающий меры по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, в 2010 году подписали президенты Дмитрий Медведев и Барак Обама. Обе державы взяли на себя обязательства сократить число ядерных боезарядов до 1550, число межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет на подводных лодках и тяжелых бомбардировщиках – до 700. Фактически ДСНВ важнее для США, чем для России, объяснил Александр Перенджиев. Москва по многим позициям опережает Вашингтон по развитию стратегических наступательных вооружений. Например, в России есть гиперзвуковые ракеты.
«Мы идём впереди. Но, если ситуация может усугубиться, не останется договоров, которые мало-мальски регулируют состояние системы международной безопасности. Если и этот договор исчезнет, то никакой системы обеспечения международной ядерной безопасности не будет. Это краеугольный вопрос. Тем более, что договор СНВ неразрывно связан с договором о нераспространении ядерного оружия. Он тоже может перестать работать, и все страны, которые хотят приобрести ядерное оружие, начнут тем или иным путём его приобретать», – сказал Перенджиев.
Политолог не исключает, что США решат продлить договор, а следом вполне возможно будет обсудить и другие утратившие силу, но не актуальность договоры: по противоракетной обороне, по ракетам средней и малой дальности.