Яндекс.Метрика
  • Илья Огородников

Дмитрий Спицын: «Измерительное оборудование из Петербурга есть в каждом третьем доме страны»

Глава компании по разработке и производству приборов учета воды и тепловой энергии – о 35 годах успешной работы
Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

На прошедшей международной промышленной выставке «Иннопром 2025» генеральный директор ГК «Взлет», петербургского разработчика и производителя приборов учета расхода жидкостей, тепловой энергии и газов, занял второе место среди топ-10 победителей всероссийской премии «Молодой промышленник 2025». Глава предприятия Дмитрий Спицын рассказал «Петербургскому дневнику», что привело компанию к успеху и как производство справляется с новыми вызовами.

– Ваша компания развивается уже 35 лет, появившись в непростые для нашей страны времена. Расскажите, как вам удается преодолевать кризисные явления и продолжать развитие? Какой из периодов для вас был наиболее сложным?

– Любое кризисное явление в бизнесе – это период для мобилизации всех имеющихся ресурсов. Работа с поставщиками, с новыми кооперационными связями, с собственным персоналом и производительностью труда, с продуктовыми линейками и технологическими процессами. Результат всей этой работы становится виден чуть позже, когда негативные факторы сменятся стабилизацией рынка.

За всю историю существования самым сложным для нас был период 2008-2009 годов – последствия мирового финансового кризиса. Мы активно инвестировали в развитие производства, модернизацию оборудования и расширение мощностей, из-за чего оказались существенно закредитованы. Однако в разгар кризиса кредиторы потребовали досрочного погашения долгов, что поставило компанию в сложное положение. В результате мы примерно на восемь лет попали в финансовую яму. На тот период фактически инвестиционная деятельность остановилась – только успевали банкам отдавать долги.

– После развала СССР на отечественный рынок буквально хлынули иностранные производители, в том числе и ваши конкуренты. Какие основные решения помогли вам эту конкуренцию выдержать и занять заметную часть рынка?

– Мы начинали с нуля в 1990 году, когда всё советское начинало разрушаться, а всё иностранное приходить. У потенциальных заказчиков внутри страны тогда действительно появился выбор. Однако быстро выяснилось, что иностранная продукция не вся подходит под отечественные реалии. Мы разделили рынок на три условных сегмента: жилищно-коммунальное хозяйство и абонентский учет, ресурсная энергетика и промышленность.

Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

Так вот, иностранные производители фактически ушли в промышленный сегмент, потому что подходящих расходомеров и счетчиков для жилищно-коммунального хозяйства у них просто не было, поскольку в отличие от СССР не было в сопоставимом масштабе системы центрального теплоснабжения. Соответственно, этот сегмент, а также частично энергетический заняли мы. Выигрывали за счет понятной коммуникации с заказчиками, можно сказать, ментальной близости. Кроме того, достаточно быстро стало понятно, что собственное производство, причем максимально автономное – с собственным оборудованием, специалистами, инженерией и прочим – возможность ни от кого не зависеть. В результате сегодня до 30% всего российского рынка систем учета жидкостей и тепловой энергии принадлежит бренду «Взлет».

– Важнейшую роль в начале вашего пути сыграли высококвалифицированные кадры. Насколько сложно сегодня поддерживать и развивать уровень компетенций специалистов? Какие из них особенно востребованы, и как вы находите подходящие кадры?

– Кадры – главный вызов последних нескольких лет. Опытных сотрудников старой школы, увы, физически становится меньше, а уровень квалификации новых пока не дотягивает. Мы видим работу государства в этом направлении, особенно что касается развития среднего специального образования. Однако эффект от этой поддержки заработает через какое-то время, а специалисты нужны сейчас. Особенно специалисты в области инжиниринга, новых разработок и технологий.


Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

Например, у нас есть станки, которые разработаны нашими инженерами специально под нашу производственную систему. Мы собственными мозгами и руками спроектировали, смоделировали и запустили в работу уникальную поверочную водопроливную установку, на которой можно тестировать реально эксклюзивные по своим характеристиками расходомеры и счетчики в трубах диаметром до 1200 мм. Сейчас к нам приезжают со всей России, в том числе конкуренты, чтобы воспользоваться этой установкой.

Отдельное направление – программирование. Весь софт, все настройки, все цифровые продукты и, например, системы передачи данных у нас тоже полностью свои.

Вопрос состоит в том, чтобы все эти компетенции передавать далее молодому поколению. Причем молодежь нужна не просто талантливая, а ещё и восприимчивая к обучению. Тут есть нюансы. Поэтому сейчас работаем не столько с открытым рынком труда, сколько напрямую с учебными заведениями. Это гораздо эффективнее.

– Сегодня клиентами вашей компании являются ведущие предприятия России с очень громкими именами – «Газпром», «Росатом», «Роснефть», «РусГидро» и другие. Какова специфика работы с большими заказчиками?

– С именитыми компаниями мы работаем давно. С некоторыми с тех времен, когда они ещё не были такими именитыми, поэтому было немножко проще. Сегодня, конечно, требования очень серьезно ужесточились. Основная специфика – соответствие огромному количеству параметров, которые у каждой крупной компании свои.


Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

Все участники переговоров должны иметь максимально высокую квалификацию, быть очень серьезно подготовленными. Кроме того, необходимо иметь достаточное количество ресурсов для выполнения заказа, потому что большие клиенты не работают по предоплате. Это тоже надо учитывать. В целом, конечно же, работать с грандами выгодно и престижно. У менее крупных заказчиков свои преимущества – с ними сильно проще. Так или иначе, но наше оборудование сегодня стоит во всех отраслях народного хозяйства, где происходит оборот любой жидкости или газа.

– Продукция ГК «Взлет» поставляется в том числе на экспорт. Какие основные направления вы можете выделить и в чем особенности зарубежных рынков?

– Работа с иностранными партнерами делится на две части. В страны ближнего зарубежья, главным образом СНГ, мы продвигаем готовую продукцию под своим брендом «Взлет» – специфика рынков благодаря общему прошлому там в целом такая же, как и в России. А вот с партнерами из стран дальнего зарубежья мы работаем по другой схеме – продвигаем уже свои технологии. Мы находим там партнеров, которые заинтересованы в организации локального производства. Помогаем им создавать свой продукт под местным брендом, используя наши технологические решения, например, ультразвуковой расходомер. То есть простые компоненты делаются на месте, а технически сложная начинка поставляется из Петербурга. Так создается кооперация, которая выгодна и нашим партнерам и нам ввиду упрощенной логистики и других экономических факторов.

– Используются ли в вашей продукции иностранные компоненты? Если да, то возможно ли сегодня сделать продукт полностью локализованным?

– Иностранные компоненты мы используем. В частности, отечественной электроники попросту нет. Всё остальное может быть найдено в России, но сохраняется вопрос ценообразования, который тоже не всегда решается в пользу отечественного производителя – это всё-таки коммерческая история.

Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

Локализация электроники – сложный процесс, поскольку масштабной производственной сферы по этому направлению в нашей стране никогда не существовало. Её нужно создавать с нуля, что долго и дорого. Но это не означает, что заниматься этим не надо. Вопрос целей. Например, собственная электроника нужна оборонной промышленности – это вопрос стратегической безопасности, в котором рыночные механизмы уже не действуют. Ставится государственная задача. А вот в массмаркете ситуация уже другая. Сегодня ввиду санкционного давления эти процессы меняются, но работы предстоит ещё очень много.

– Одна из отмечаемых проблем на предприятиях – нехватка российских станков. По-вашему, насколько важно развитие отрасли производства средств производства в текущих реалиях? Как в этой ситуации справляетесь вы?

– Снова основной вопрос в целях. События последних лет показали, что, даже имея деньги, можно попасть в ситуацию, когда тебе ничего не продадут. А значит, если цель – устойчивость производственной экономики в долгосрочной перспективе, необходимо рассчитывать на себя. Производство средств производства – это высший пилотаж. Когда страна сама себя обеспечивает тем, на чем можно производить, то в долгосрочной перспективе это ведет к успеху. Очень многие процессы в странах с развивающейся экономикой сегодня заточены именно под развитие производства.

Если говорить про использование высокоточных станков, к сожалению, пока что импортное всё. В России сегодня появляются инжиниринговые центры, которые порой под конкретные задачи могут собрать из разных комплектующих какой-то оригинальный продукт – это уже хорошо. Но опять встает вопрос массовости и конечной цены.

Нам, кстати, в какой-то мере повезло. Помимо того, что некоторое оборудование, повторюсь, мы делаем сами для себя, так ещё и рикошет от внешних санкций обанкротил часть зарубежных компаний, станки с которых мы выкупили и привезли в Россию.

Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

– Помогает ли в вашем деле государство? Какими мерами господдержки вы пользуетесь?

– С органами власти мы всегда находили общий язык. Одна из ключевых мер поддержки – компенсация затрат на лизинг. Кроме того, есть возможность получать инвестиционный вычет и компенсацию за участие в международных выставках. В этом отношении активно взаимодействуем с комитетами администрации Санкт-Петербурга – и по промышленной политике, и по внешним связям. Не так давно мы, например, провели конференцию с компанией из ЮАР – аналогом нашего «Водоканала». Предлагали им свои решения.

Являемся также участниками договора в области энергетики между Санкт-Петербургом и Ташкентом. Участвуем во внутрироссийских отраслевых мероприятиях. Можно отметить, что сотрудничество между государством и бизнесом стало еще плотнее после введения западных санкций – все стали чаще обращать внимание друг на друга. Это правильный процесс.

– Каковы ваши рыночные, производственные и технологические планы?

– Основное для бизнеса – максимизация прибыли. Будем работать над новыми продуктами, занимать новые рыночные ниши. Наш инжиниринговый центр как раз над этим работает. Готовим расходомер-дозатор для пищевой промышленности, системы измерения высокотемпературных продуктов для нефтяной отрасли, расходомер для криогенных сред, в частности СПГ.

Что касается процессов, есть план уйти от низкомаржинальной работы. Будем использовать экономику региона – развивать производственные цепочки с другими компаниями. В том числе не исключаем в этом отношении и международное сотрудничество в разных вариантах – это сейчас распространенная практика. Пока просчитываем экономику процессов.

Однозначно можем сказать, что петербургская компания «Взлет» на текущий момент обладает передовыми компетенциями в области метрологии, разработки и сборки систем учета воды и тепловой энергии. Будем стараться, чтобы так оставалось и впредь.

Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»