Невролог объяснила родителям, как помочь ребенку справиться с тревогой в школе

Страх – естественная часть взросления, но школьная жизнь порождает особые виды тревог, которые меняются вместе с ребенком. Важно знать, какие страхи характерны для разных возрастов и как на них реагировать, сказала РИАМО врач-невролог, детский невролог АО «Медицина» Наталья Степаненко.
По словам эксперта, в начальной школе главным страхом становится боязнь несоответствия ожиданиям. Когда во втором классе появляются оценки, у многих детей формируется убеждение: «Меня любят только за пятерки». Это создает почву для психосоматических реакций – ребенок может действительно начать болеть перед контрольными.
«Переход в среднюю школу приносит новые вызовы. Один учитель сменяется множеством преподавателей с разными требованиями, а социальные страхи выходят на первый план. Подросток начинает болезненно переживать: «Как я выгляжу? Какое место занимаю в классе? Что обо мне думают?» Именно в этот период часто проявляется глоссофобия – страх публичных выступлений, который некоторые сравнивают со страхом смерти», – рассказала невролог.
Особую тревогу вызывают экзамены. Важно понимать: здоровый стресс мобилизует, но, когда страх перед ЕГЭ или ОГЭ становится навязчивым, это может привести к серьезным последствиям.
Что делать, если ребенок боится школы?
«Прежде всего – найти доверенного взрослого. Им может стать не только родитель, но и учитель, школьный психолог, старший брат или сестра. Главное – дать понять ребенку, что его переживания нормальны и преодолимы. Театральные кружки, психологические группы, совместное чтение книг – все это может помочь мягко преодолеть страхи», – заявила Степаненко.
Особого внимания требуют случаи буллинга. Ребенок-жертва редко жалуется сам – этому мешают страх и низкая самооценка. Родителям стоит быть внимательными к косвенным признакам: нежеланию идти в школу, потере вещей, частым «болезням». В таких ситуациях важно не обесценивать переживания ребенка, а вместе искать выход.