Яндекс.Метрика
  • Елена Норицина

В Большом драматическом театре имени Товстоногова отметили столетие Майи Плисецкой

Программа собрана так, чтобы напомнить и о классическом репертуаре балерины
Фото: Александр Гальперин / «Петербургский дневник»

Один вечер – две концептуально разные части гала-концерта. В программе – 11 постановок с участием ведущих артистов балета и хореографов России. Каждая сцена – оригинальный взгляд на образ Майи Плисецкой, воплощенный в танце.

Она говорила: ноги – это аккомпанемент, а руки – мелодия. Эти слова Маий Плисецкой были записаны на съемках документального фильма Василия Катаняна в 1964 году. И вот, спустя десятилетия они становятся центральным элементом и главным лейтмотивом балетной миниатюры, которая так и называется – «Руки». Хореограф Максим Петров вплел слова балерины в пластический рисунок своего произведения. А композитор сделал ее основой музыкальной партитуры. И здесь текст не просто звучит – его проникновенно исполняют.

«Мне было интересно послушать ее, а не только смотреть. Мы все привыкли либо видеть записи, либо наблюдать за Майей Михайловной вживую. Но она очень интересно говорит и рассказывает, и, по-моему, она совершенно потрясающе мыслит. Когда я наткнулся на это интервью, я понял, что именно так могу сделать посвящение ей», – рассказал хореограф, художественный руководитель екатеринбургского «Урал балета» Максим Петров.

Луч прожектора врывает из темноты плывущий силуэт артиста, зал взрывается аплодисментами, узнавая бессмертного «Умирающего лебедя». Хореограф и исполнитель главной роли – Александр Сергеев. В своей миниатюре он делает акцент на отражении классического номера Михаила Фокина. Для постановки была создана совершенно новая композиция. Сама же Майя Плисецкая впервые исполнила это произведение в 14 лет. Позже образ «Лебедя» стал ее визитной карточкой.

«Я старался сделать так, чтобы у каждого зрителя осталась свобода для ассоциаций и собственной трактовки. Для меня это диалог о физиологии, об энергетике, о том, как можно взять простейшее движение рукой, развить его и куда оно тебя может довести. Первая часть для меня более концептуальная – я отпускаю себя, довожу движение до пика, когда уже невозможно держаться на ногах. Вторая часть – более традиционная, я возвращаюсь к классическим рамкам, и все это достигает финальной позы лебедя, которую мы все знаем», – отметил первый солист Мариинского театра, хореограф Александр Сергеев.

Фото: Александр Гальперин / «Петербургский дневник»

Пять ведущих хореографов современности представили авторские постановки. На сцене Большого драматического театра имени Товстоногова оживает наследие великой Майи Плисецкой. Национальный проект «Моя Майя» приурочен к 100-летию со дня рождения балерины, изменившей представление о возможностях танца.

«Мы не стараемся показать образ Майи Михайловны как что-то привычное или унифицированное. Проект подразумевает личное отношение каждого хореографа и артиста к ее жизни и к ее личности вселенского масштаба. Вы не увидите на сцене, как танцевала Майя Плисецкая. Вы увидите отношение артистов, их трепет к ее личности», – прокомментировал автор проекта продюсер Сергей Величкин.

Программа собрана так, чтобы напомнить и о классическом репертуаре Майи Михайловны, и о свойственной ей страсти к новизне. Здесь легендарные роли балерины – па-де-де из «Лебединого озера», сцены из «Кармен-сюиты», эпизоды из «Лауренсии» и «Дон Кихота». Не забыли и про произведение «Гибель розы». Эту постановку хореограф Ролан Пети создал специально для Плисецкой в ее зрелый творческий период. Прослеживается глубокая аллегория: хрупкая и прекрасная роза, чей век, как и век балерины, недолговечен. Образ гармоничной красоты, которая неизбежно увядает.

«Майя Плисецкая проявляется здесь как опытная и величественная балерина, которая уже понимает, что ей придется расставаться со сценой. И вот эта борьба на протяжении всего номера: она до конца борется, хочет радовать зрителя. Но жизнь такова, что приходит время увядания. И надо это принять с достоинством», – отметил заслуженный артист России Олег Габышев.

Двенадцатиминутная постановка имеет полноценную драматическую структуру. В ней есть завязка, конфликт, развязка и сложная трансформация героев на глазах у зрителя.

«Я в постановке представляю больше негативную сторону. От моего поцелуя роза как раз и гибнет. На мой взгляд, в данном контексте – это образ белого снега, который может выпасть не в тот период, весенний, и погубить целый куст роз. Или червя, который высасывает энергию», – сообщил Олег Габышев.

Фото: Александр Гальперин / «Петербургский дневник»

Несмотря на то, что номер был создан более 50 лет назад, в 70-х годах, сегодня он по праву считается классикой и одним из шедевров, с которым ассоциируют саму Плисецкую.

«Она в любом случае является неким идеалом, ориентиром, примером, на который мы опираемся. Но бессмысленно подражать ей, ведь это все равно легенда, которую мы возвели в абсолютный идеал. Поэтому важно окрасить спектакль собственной индивидуальностью, собственными красками, чтобы это было понятно зрителям. Вот это уже задача артиста», – рассказала заслуженная артистка России Дарья Павленко.

В проекте принимают участие ведущие артисты Большого, Мариинского театров, а также театров из Москвы, Новосибирска, Ростова и Екатеринбурга. «Нередко дань богов бывает божьей карой» – проект главного балетмейстера Ростовского музыкального театра Ивана Кузнецова. Его вдохновило исполнение Майей Плисецкой роли Федры. В основу постановки легла увертюра, написанная по древнегреческой трагедии.

«Трудная история по переживаниям, по эмоциям и передаче всей этой палитры чувств. Такие чувства всегда тяжело выразить. Может быть, иногда даже легче показать любовь, например, как у Ромео и Джульетты, – это великие, просвещенные чувства. А когда играешь отречение или ситуацию, как мачеха хочет чего-то большего от пасынка, это очень сложно передать», – прокомментировал ведущий солист Ростовского музыкального театра Игорь Кочуров.

Майя Плисецкая была не просто балериной. Она была метафорой русского искусства: стиль, драма, сила духа. И сегодня для современных артистов она – путеводная звезда.

«Когда я училась, мы смотрели ее записи. Я была поражена ее напором, не могла поверить, что танец может быть таким эмоциональным и насыщенным. У нее очень широкий диапазон чувств, таких артистов редко встретишь – для меня она настоящий гений. Сразу видно, что она ощущает и хочет передать своим танцем. Конечно, я увидела ее еще в студенческие годы, лично не знакома с ней была, но ее танец и записи, которые я видела, сильно повлияли на меня», – поделилась ведущая солистка Ростовского музыкального театра Светлана Мартинкевич-Соловцова.

Всего зрителям продемонстрировали 11 фрагментов совершенно разных постановок. Каждый номер – это не просто дань уважения, а личный диалог с образом Плисецкой, попытка осмыслить ее творчество, слова, идеи через призму современной хореографии.