В Большом драматическом театре имени Товстоногова отметили столетие Майи Плисецкой

Один вечер – две концептуально разные части гала-концерта. В программе – 11 постановок с участием ведущих артистов балета и хореографов России. Каждая сцена – оригинальный взгляд на образ Майи Плисецкой, воплощенный в танце.
Она говорила: ноги – это аккомпанемент, а руки – мелодия. Эти слова Маий Плисецкой были записаны на съемках документального фильма Василия Катаняна в 1964 году. И вот, спустя десятилетия они становятся центральным элементом и главным лейтмотивом балетной миниатюры, которая так и называется – «Руки». Хореограф Максим Петров вплел слова балерины в пластический рисунок своего произведения. А композитор сделал ее основой музыкальной партитуры. И здесь текст не просто звучит – его проникновенно исполняют.
«Мне было интересно послушать ее, а не только смотреть. Мы все привыкли либо видеть записи, либо наблюдать за Майей Михайловной вживую. Но она очень интересно говорит и рассказывает, и, по-моему, она совершенно потрясающе мыслит. Когда я наткнулся на это интервью, я понял, что именно так могу сделать посвящение ей», – рассказал хореограф, художественный руководитель екатеринбургского «Урал балета» Максим Петров.
Луч прожектора врывает из темноты плывущий силуэт артиста, зал взрывается аплодисментами, узнавая бессмертного «Умирающего лебедя». Хореограф и исполнитель главной роли – Александр Сергеев. В своей миниатюре он делает акцент на отражении классического номера Михаила Фокина. Для постановки была создана совершенно новая композиция. Сама же Майя Плисецкая впервые исполнила это произведение в 14 лет. Позже образ «Лебедя» стал ее визитной карточкой.
«Я старался сделать так, чтобы у каждого зрителя осталась свобода для ассоциаций и собственной трактовки. Для меня это диалог о физиологии, об энергетике, о том, как можно взять простейшее движение рукой, развить его и куда оно тебя может довести. Первая часть для меня более концептуальная – я отпускаю себя, довожу движение до пика, когда уже невозможно держаться на ногах. Вторая часть – более традиционная, я возвращаюсь к классическим рамкам, и все это достигает финальной позы лебедя, которую мы все знаем», – отметил первый солист Мариинского театра, хореограф Александр Сергеев.

Пять ведущих хореографов современности представили авторские постановки. На сцене Большого драматического театра имени Товстоногова оживает наследие великой Майи Плисецкой. Национальный проект «Моя Майя» приурочен к 100-летию со дня рождения балерины, изменившей представление о возможностях танца.
«Мы не стараемся показать образ Майи Михайловны как что-то привычное или унифицированное. Проект подразумевает личное отношение каждого хореографа и артиста к ее жизни и к ее личности вселенского масштаба. Вы не увидите на сцене, как танцевала Майя Плисецкая. Вы увидите отношение артистов, их трепет к ее личности», – прокомментировал автор проекта продюсер Сергей Величкин.
Программа собрана так, чтобы напомнить и о классическом репертуаре Майи Михайловны, и о свойственной ей страсти к новизне. Здесь легендарные роли балерины – па-де-де из «Лебединого озера», сцены из «Кармен-сюиты», эпизоды из «Лауренсии» и «Дон Кихота». Не забыли и про произведение «Гибель розы». Эту постановку хореограф Ролан Пети создал специально для Плисецкой в ее зрелый творческий период. Прослеживается глубокая аллегория: хрупкая и прекрасная роза, чей век, как и век балерины, недолговечен. Образ гармоничной красоты, которая неизбежно увядает.
«Майя Плисецкая проявляется здесь как опытная и величественная балерина, которая уже понимает, что ей придется расставаться со сценой. И вот эта борьба на протяжении всего номера: она до конца борется, хочет радовать зрителя. Но жизнь такова, что приходит время увядания. И надо это принять с достоинством», – отметил заслуженный артист России Олег Габышев.
Двенадцатиминутная постановка имеет полноценную драматическую структуру. В ней есть завязка, конфликт, развязка и сложная трансформация героев на глазах у зрителя.
«Я в постановке представляю больше негативную сторону. От моего поцелуя роза как раз и гибнет. На мой взгляд, в данном контексте – это образ белого снега, который может выпасть не в тот период, весенний, и погубить целый куст роз. Или червя, который высасывает энергию», – сообщил Олег Габышев.

Несмотря на то, что номер был создан более 50 лет назад, в 70-х годах, сегодня он по праву считается классикой и одним из шедевров, с которым ассоциируют саму Плисецкую.
«Она в любом случае является неким идеалом, ориентиром, примером, на который мы опираемся. Но бессмысленно подражать ей, ведь это все равно легенда, которую мы возвели в абсолютный идеал. Поэтому важно окрасить спектакль собственной индивидуальностью, собственными красками, чтобы это было понятно зрителям. Вот это уже задача артиста», – рассказала заслуженная артистка России Дарья Павленко.
В проекте принимают участие ведущие артисты Большого, Мариинского театров, а также театров из Москвы, Новосибирска, Ростова и Екатеринбурга. «Нередко дань богов бывает божьей карой» – проект главного балетмейстера Ростовского музыкального театра Ивана Кузнецова. Его вдохновило исполнение Майей Плисецкой роли Федры. В основу постановки легла увертюра, написанная по древнегреческой трагедии.
«Трудная история по переживаниям, по эмоциям и передаче всей этой палитры чувств. Такие чувства всегда тяжело выразить. Может быть, иногда даже легче показать любовь, например, как у Ромео и Джульетты, – это великие, просвещенные чувства. А когда играешь отречение или ситуацию, как мачеха хочет чего-то большего от пасынка, это очень сложно передать», – прокомментировал ведущий солист Ростовского музыкального театра Игорь Кочуров.
Майя Плисецкая была не просто балериной. Она была метафорой русского искусства: стиль, драма, сила духа. И сегодня для современных артистов она – путеводная звезда.
«Когда я училась, мы смотрели ее записи. Я была поражена ее напором, не могла поверить, что танец может быть таким эмоциональным и насыщенным. У нее очень широкий диапазон чувств, таких артистов редко встретишь – для меня она настоящий гений. Сразу видно, что она ощущает и хочет передать своим танцем. Конечно, я увидела ее еще в студенческие годы, лично не знакома с ней была, но ее танец и записи, которые я видела, сильно повлияли на меня», – поделилась ведущая солистка Ростовского музыкального театра Светлана Мартинкевич-Соловцова.
Всего зрителям продемонстрировали 11 фрагментов совершенно разных постановок. Каждый номер – это не просто дань уважения, а личный диалог с образом Плисецкой, попытка осмыслить ее творчество, слова, идеи через призму современной хореографии.