Яндекс.Метрика
  • Игорь Осочников

Пульс осажденного Ленинграда: после начала войны граждане СССР сдали все свои эфирные радиоприемники органам Наркомата связи

И тогда едва ли не единственным средством получения оперативной информации стало проводное радиовещание
Фото: ПРЕСС-СЛУЖБА АО «РСВО» – САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

В дни блокады из репродукторов Ленинградской городской радиотрансляционной сети (ЛГРС) звучали программы городского радио, в том числе пронзительные стихи Ольги Берггольц, ставшие одним из символов стойкости ленинградцев.

САМЫЙ БЫСТРЫЙ ТЕМП...

В перерывах между программами из динамиков доносился звук метронома. Он был как пульс осажденного города – по темпу его звучания горожане могли понять, что происходит вокруг. Если метроном методично отсчитывал 50-55 ударов в минуту – все спокойно. Если удары раздавались немного чаще – возможно начало воздушного налета.

Самый быстрый темп означал воздушный налет или артобстрел. Подготовка радиотрансляционной сети города к выполнению функций оповещения началась в 1930-е годы, а завершилась к концу 1939-го – к началу советско-финской войны. Тогда же она впервые была испытана в действии.

Прежде всего модернизация коснулась Центральной усилительной станции (ЦУС) на площади Ломоносова. Она находится здесь и в наше время, изменилось только название – теперь это Центр управления сетью. Тогда же, в конце 30-х годов прошлого века, на ЦУС был опробован специально разработанный пульт оповещения, который сотрудники между собой называли «пульт тревоги».

С началом блокады сеть заработала с максимальной нагрузкой. Как только над городом появлялись вражеские бомбардировщики, по приказу оперативного дежурного противовоздушной обороны дежурный ЦУС снимал с эфира радиопередачи, запускал систему дистанционного управления сиренами и уличными громкоговорителями и включал электропроигрыватель с грамзаписью сигналов тревоги. Над улицами раздавалось: «Внимание! Внимание! Говорит штаб местной противовоздушной обороны города. Воздушная тревога! Воздушная тревога!»

За годы блокады ленинградцы 649 раз слышали вой сирен и этот тревожный текст.

При артобстрелах из репродукторов звучало: «Внимание! Внимание! Район подвергается артиллерийскому обстрелу! Движение по улицам прекратить, населению укрыться!»

Самым желанным для жителей осажденного города был звук фанфар и слова: «Отбой воздушной тревоги». После чего возобновлялось радиовещание.

СПАСЕНЫ ТЫСЯЧИ ЖИЗНЕЙ

Граммофонные пластинки, на которых были записаны голоса ленинградских дикторов Михаила Меланеда и Давида Беккера, объявлявших воздушную тревогу и отбой, а также звук сирены-генератора и фанфар, были записаны по заданию Местной противовоздушной обороны в самом начале блокады.

В документальной книге Юрия Алянского «Театр в квадрате обстрела», в главе «Баллада о репродукторе», есть такие строки: «Особую службу несли уличные динамики. Они были укреплены с таким расчетом, чтобы прохожий непрерывно находился в зоне их звучания: один динамик «провожал» пешехода, другой тут же «встречал» его. Так вели они ленинградцев тяжкими блокадными маршрутами улиц».

В 1941 году в Ленинграде были сформированы батальоны связи. 374-й объединил предприятия ЛГРС и Ленинградской городской телефонной сети.

Трудно представить, каких усилий стоило сотрудникам поддерживать жизненно важную для города сеть в исправном состоянии под бомбежками и обстрелами. В тяжелых условиях суровой блокадной зимы 1941-1942 годов, при постоянной нехватке электроэнергии, недостатке деталей радиооборудования было необходимо сохранять работоспособность станции, через которую велись трансляции передач Ленинградского радио. Рушились здания, обрывалась радиопроводка, взрывная волна спутывала провода. И все же обрывы устранялись, аварийные бригады шли в зону обстрела, порой сутками не покидая свой пост.

Начальник Местной противовоздушной обороны Ленинграда в годы войны генерал-майор Емельян Лагуткин в своем очерке «Солдаты города-фронта», опубликованном в сборнике «По сигналу воздушной тревоги», отмечал, что сотрудники ЛГРС проявили много изобретательности и находчивости, исключительную оперативность, что дало возможность своевременно оповещать жителей города о надвигающейся опасности. Благодаря этому «тысячи людей были спасены от гибели».