Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

В Военно-медицинском музее проходит выставка, посвященная Хабаровскому процессу

Экспозиция стилизована под зал суда
Фото: Нина Астафьева/«Петербургский дневник»

В Военно-медицинском музее 3 сентября отметили 80 лет со дня окончания Второй мировой войны – победы над милитаристской Японией. Помимо торжественной и концертной части, имела место и научная. В среду здесь открылась выставка «От лаборатории смерти до атомного взрыва», посвященная Хабаровскому процессу 1949 года. Тогда судили ученых, участвовавших в создании биологического оружия. Исследования были прерваны атомной бомбардировкой Хиросимы и Нагасаки, после чего Япония капитулировала и перед СССР, и перед Америкой. Но воспоминания о бесчеловечных опытах остались.

Экспозиция поделена на две части и стилизована под зал суда. Групповой портрет подсудимых – когда-то уважаемых ученых, врачей, профессоров – спрятан за решетку. Их изречения висят на «черной» стороне зала, а портреты советских военврачей и их неказистая техника – на светлой. Детали противочумного костюма, старинный фильтр для воды, шприцы, которыми пользовались еще в военные годы… Сражаться с чумой – неважно, естественной или искусственной – всегда было опасно, но советские врачи проявили невиданное мужество. Так получилось, что в центре зала на месте судей разместилось огромное фото ядерного гриба. И все же, отмечают организаторы выставки, целесообразность ядерной бомбардировки не была и не будет доказана, даже если она и помогла одержать победу над изобретательной и сильной японской армией.

«Споры смертельных бактерий – чумы, сапа, тифа заряжались в фарфоровую бомбу, которую сбрасывали с небольшой высоты. Фарфоровую, чтобы она разбилась от самого падения и выбросила таким образом смертельную начинку. Если использовать обычный снаряд, он разорвался бы и убил в первую очередь то, что в нем находилось: блох и крыс. А в фарфоровой бомбе они выживали, чтобы разбежаться потом по территории неприятеля», – рассказала куратор выставки Дарья Борисова.

Трофейное оборудование – баночки с питательными средами, в которых культивировались возбудители чумы, также представлено на выставке.

Но самым страшным было даже не это. Страшно – когда врачи заражали людей специально, с экспериментальными целями. Для испытания бактериологического оружия на территории Манчжоу-Го был создан «отряд 731», где измывательствам подвергались пленные китайцы, корейцы и граждане СССР. Им могли, например, устроить обморожения – и попытаться их вылечить с помощью пересадки ноги, разумеется, безрезультатно. Отряд «731» был сформирован еще в начале 30-х, а его командир Сиро Исии хоть и был арестован американцами, но успешно избежал наказания. Американцы предпочли оставить его при себе в качестве консультанта. Впрочем, спустя 10 лет после Хабаровского процесса Исии умер от рака.

На открытии выставки присутствовали генеральный консул Республики Мьянма, представители Вьетнама и других государств. Директор музея Анатолий Будко напомнил о противостоянии СССР и Запада 80 лет назад, уже после победы над Гитлером.

«От большой ядерной войны мир удержали расчеты академика Курчатова, который подробно расписал, что такое ядерная зима и какие последствия ожидают наши страны, если война все-таки начнется», – резюмировал директор музея.