Яндекс.Метрика
  • Алексей Кочетков

Алексей Кочетков: «В мире появился альтернативный полюс силы»

Политолог – об итогах визита президента РФ Владимира Путина в Китай
Фото: Михаил Почуев/ТАСС

Основной результат четырехдневного визита Владимира Путина в Поднебесную – фактическая констатация того, что в мире наконец появился альтернативный «полюс силы». Все его основные представители и бенефициары присутствовали на саммите Шанхайской организации сотрудничества и военном параде в Пекине в честь 80-летия окончания Второй мировой войны.

Во время форума отдельные западные специалисты продолжали высказывать мнение, будто участники мероприятий в Китае представляют собой группу, не обладающую значительным влиянием. Однако сегодня подобная позиция кажется устаревшей и необоснованной. Страны, собравшиеся на саммит в КНР, представляют больше половины человечества: только в Индии и Китае сегодня живет почти 3 миллиарда человек. А совокупный ВВП этих «ничего не решающих» государств превышает 30 % общемирового – больше, чем у нынешней «большой семерки».

Россия занимает в этой коалиции незападных стран весьма заметное место. Наша страна обладает самым большим и современным потенциалом ядерного оружия, огромными запасами энергоресурсов, а также самой боеспособной на данный момент армией в мире.

Ключевых моментов форума в Китае было, на мой взгляд, три. Первый – это подписание соглашения между РФ и КНР о строительстве газопровода «Сила Сибири – 2», который позволит нам поставлять на восток на 50 млрд кубометров газа в год больше. Китай, в свою очередь, получил еще более широкий доступ к энергоресурсам России, что дает ему серьезное преимущество в глобальной конкуренции с США и Евросоюзом. Также это является надежной страховкой для Пекина на случай нового обострения отношений с Америкой.

Второй момент – это фото с саммита, на котором Владимир Путин, Си Цзиньпин и Нарендра Моди улыбаются и пожимают друг другу руки. Такого раньше не было и, по сути, это символ нового нарождающегося миропорядка. Наконец, третий знаковый момент – это масштабный военный парад в Пекине, за которым пристально следили военные и эксперты всего мира. Он наглядно показал, что Китаю теперь не особенно страшны военные угрозы со стороны США или НАТО.

В целом форум в КНР зафиксировал новые контуры «многополярного мира». А также тот факт, что так называемая «многовекторность» крупнейших стран Глобального юга постепенно сходит на нет. Они входят в новый этап отношений, когда тесные связи с Западом могут идти этим государствам уже не на пользу, а скорее во вред.

Самое слабое звено в этом «союзе без Запада» – Индия. Как ни крути, влияние англосаксонского мира на ее политику и экономику по-прежнему остается весьма сильным. И связи Нью-Дели с Вашингтоном и Лондоном никто не намерен одномоментно разрывать. Тем не менее Моди четко обозначил: Индия не будет действовать себе в ущерб ради интересов коллективного Запада, и тем более – интересов Западной Европы.

При этом материалы о саммите в Китае, выходившие в европейских СМИ, порой очень сильно напоминали истерику. А вот Польша, наоборот, резко поменяла свою воинственную риторику о «нанесении стратегического поражения России». Поляки всегда тонко чувствуют малейшее изменение мировой конъюнктуры. Поэтому риторика польских политиков сместилась в сторону американских гарантий Европе, но безо всякого «размахивания шашкой».

Уверен, что вскоре после завершения форума в КНР в западных «мозговых центрах» закипела активность по выработке новых путей противостояния укрепившемуся союзу незападных стран. А также планов на тот счет, как бы поэффективнее рассорить нынешних союзников между собой. Ведь та же Британия вряд ли будет сидеть и смиренно смотреть, как Индия выходит из-под ее влияния.

Оформившиеся контуры нового многополярного мира еще и знак того, что в обозримом будущем неизбежно как столкновение Китая с США, так и русофобской Европы – с Россией. Причем инициатива этого столкновения, безусловно, исходит от самой Европы, стремительно переводящей свою экономику на военные рельсы. Главным драйвером этого процесса выступает как немецкий, так и общеевропейский реваншизм.

Судя по происходящему в ЕС, европейцы будут до последнего пытаться нанести России то самое «стратегическое поражение» и развалить нашу экономику. И эту конфронтацию уже, боюсь, не прекратить никакими мирными соглашениями, любое из них будет лишь отсрочкой неминуемого конфликта. Кстати, именно эта политика обязательно сыграет злую шутку с нынешними европейскими русофобами.