Заправляемся по 30 рублей: Петербург как пример развития рынка газомоторного топлива

Не стал исключением и 2025 год. Причина на поверхности – опережающий инфляцию рост стоимости бензина. По сравнению с прошлым годом горючее подорожало в среднем на 12-15%, а, например, бензин марки АИ-92 – больше, чем на 18%. Однако не все автотранспортные предприятия и рядовые автомобилисты это замечают. Петербуржцы, использующие в качестве топлива газ, продолжают заправляться в 2-2,5 раза дешевле, а сама Северная столица третий год подряд возглавляет российский рейтинг регионов по уровню развития рынка газомоторного топлива.
«Зеленая экономика», программы «климатического перехода» и альтернативной энергетики, а также иные модные тенденции по-прежнему остаются концепциями будущего, представляя на сегодняшний день либо долгосрочный эксперимент, либо один из способов конкурентной борьбы за перераспределение ресурсов. На нефть, газ и уголь всё равно приходится около 80% в мировом энергобалансе. И, по словам вице-премьера РФ Александра Новака, серьезных изменений в глобальной структуре в ближайшие десятилетия ждать не стоит.

Что касается нашей страны, то Минэнерго официально отчиталось о том, что в 2024 году Россия вышла на первое место в мире по уровню газификации территорий с показателем 74,7% и перспективой не менее 75% в 2025-м. Уровень газификации Санкт-Петербурга при этом более 95%. Причем объемы потребления природного газа в топливном балансе энергоснабжающих организаций города составляет свыше 99%. Северная столица еще в 2023 году практически полностью отказалась от угля и мазута.
Но это общие значения. Если выделять отдельно транспортную отрасль, то основным видом топлива в России все-таки остается бензин и дизель.
Газ в моторы! А сжиженный или сжатый?
По данным, указанным в проекте концепции развития рынка газомоторного топлива на период до 2035 года, на текущий момент в России числится чуть более 380 тысяч транспортных средств, использующих газ в качестве топлива. Относительно других стран, обладающих запасами углеводородов, это немного. В странах Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии или Южной Америки количество таких машин исчисляется миллионами. Например, в Иране треть всего автопарка страны переведена на газ.
Однако тенденции в нашей стране более чем впечатляющие: за последние десять лет количество «газовых» машин в России выросло более чем в 3,5 раза. И план по развитию рынка газомоторного топлива подразумевает сохранение таких темпов: к 2035 году в зависимости от сценариев развития отрасли количество транспортных средств, использующих в качестве топлива газ, должно достигнуть от 1 до 1,3 млн единиц.

Как всегда, в любой статистике есть нюансы. Все вышеуказанные цифры относятся только к природному газу, основным компонентом которого является метан. Он хранится в баллонах под огромным давлением, а потому называется сжатым или компримированным, он же – КПГ или CNG. В сжиженном состоянии метан тоже используется как топливо, но его показатели пока минимальны и относятся к разделу ключевых перспектив.
Формирование не столько газового, а именно внутреннего метанового рынка, в том числе в качестве частичной компенсации потерь от снижения экспорта природного газа ввиду санкционного давления со стороны Запада, – одна из важнейших стратегических задач, порученных президентом России Владимиром Путиным.
Почему приоритет только на метан? Всё просто: внутренний рынок сжиженной пропан-бутановой смеси (СУГ или LPG), получаемой путем переработки нефти или того же природного газа, в России давно сформирован, поскольку ведет свою историю еще со времен СССР. В нашей стране на текущий момент количество транспортных средств, использующих в качестве топлива смесь пропана и бутана, колеблется в районе двух миллионов единиц. И это только переоборудованные транспортные средства, фиксируемые официально.
Практически все частные автовладельцы, значительное число таксомоторных парков, перевозчики, использующие в основном малый коммерческий транспорт, а также другие представители малого бизнеса в случае перевода техники на ГМТ, отдают предпочтение именно сжиженному пропан-бутану, а не сжатому метану. Один из ключевых факторов такого выбора при сопоставимой цене с природным газом – развитость заправочной инфраструктуры в стране. По разным данным, в России функционирует до 30 тысяч газовых заправочных станций, из которых только около тысячи – метановые.

Санкт-Петербург – газомоторная столица Россия
Собственно, по вышеуказанной причине все государственные программы развития газомоторной сферы направлены именно на выравнивание соотношения потребления сжиженной пропан-бутановой смеси и сжатого природного газа. И по экспертной оценке, в том числе специалистов ООО «Газпром газомоторное топливо», с выполнением этой задачи уже третий год подряд лучше всех справляется именно Северная столица под руководством губернатора Александра Беглова.
Активно развивать сферу применения природного газа как топлива в Санкт-Петербурге вместе со всей Россией начали более десяти лет назад, после появления программ внедрения газомоторного топлива на всех видах транспорта и поддержки спроса на такую технику, запущенных правительством РФ.
В первую очередь это касается инфраструктурного развития. Планомерный перевод на метан городского автобусного парка и коммунальной техники, а также содействие в переоборудовании легкового и легкого коммерческого транспорта, главным образом такси и легких грузовиков, позволили показать значительные цифры прироста и по численности газового автопарка, и по уровню потребляемого газа, и, что немаловажно, по снижению выбросов вредных веществ в атмосферу. Сегодня в городе свыше 3 тысяч автобусов (это более 75% от всего автобусного парка) и более 9 тысяч других транспортных средств используют метан в качестве топлива. Благодаря замещению бензина и дизеля выбросы парниковых газов от автотранспорта только за последнее время сократились в городе на 32 тыс. тонн, а загрязняющих веществ – на 535 тонн.
Еще одно достижение – заметное увеличение количества метановых заправочных станций. На текущий момент таких в городе 24. Причем большая часть их них построена как раз за последние несколько лет.
Санкт-Петербург – активный участник программы субсидирования, которая ведется совместно с федеральным центром и структурами «Газпрома». Благодаря такой поддержке льготы получают как юридические лица, задействованные и в строительстве газовых заправочных станций, и в переоборудовании транспортных средств, так и физические, использующие метан в качестве топлива на своих авто. Последние могут рассчитывать на значительную скидку при установке газобаллонного оборудования, компенсацию транспортного налога и топливную карту «Газпрома» с хорошим номиналом.

В начале пути
Уверенное лидерство Санкт-Петербурга в развитии газомоторной отрасли – не только всероссийский пример взаимодействия всех участников этой сферы, но и залог дальнейшей продуктивной работы. В первую очередь речь идет о продолжении строительства газозаправочных метановых станций. Несмотря на наглядный результат, всё-таки пока количество АГЗС на метане несопоставимо с числом пропан-бутановых станций, коих в Санкт-Петербурге и на ближайших к нему территориях, по разным данным, около двух сотен (!), то есть на порядок больше.
Второй фактор – привлечение частных клиентов, то есть рядовых автомобилистов к переходу на газомоторное топливо. Значительное влияние тут оказывает финансовая поддержка в виде субсидий и льгот, получение которых всё-таки имеет ряд условий и ограничений. Кроме того, в большинстве случаев переоборудовать автомобиль на использование пропан-бутановой смеси всё-таки дешевле, чем метана.
Есть к чему стремиться и отечественным автопроизводителям, которые пока предлагают крайне ограниченный выбор моделей, использующих в качестве топлива природный газ. Одна из проблем – отсутствие полностью отечественного газобаллонного оборудования. На текущий момент это либо целиком импортные системы, либо системы, использующие значительное число иностранных компонентов, причем из недружественных стран.
В целом вектор развития абсолютно верный. Россия – первая в мире по запасам природного газа. А значит, сделать этот дешевый ресурс основным топливом для транспорта в стране – абсолютно логичная идея с точки зрения как снижения социального напряжения, так и усиления собственного газового рынка, способного заменить отдельные экспортные направления.