Яндекс.Метрика
  • Дарья Шарова

В Выборге открылась выставка, посвященная композиторам Глазунову и Сибелиусу

Посетить ее можно до 30 ноября
Фото: Алена Головач/Выборгский объединенный музей-заповедник

В главном корпусе Выборгского замка 27 августа состоялось официальное открытие выставки «В Выборг концертировать...». Она посвящена двум известным музыкантам XIX и XX века – А. К. Глазунову и Я. Сибелиусу. Организаторами мероприятия стали Выборгский объединенный музей-заповедник и Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича.

Этот год богат знаменательными датами музыкальной истории России. В 2025 г. празднуют юбилеи – 160-летие Александра Константиновича Глазунова (10 августа) и Яна Сибелиуса (8 декабря). Они были не только современниками, но и друзьями, поддерживали тесную переписку. Их связывало глубокое духовное родство и общие черты биографии. Судьбы Глазунова и Сибелиуса тесно переплелись с культурной жизнью Выборга, что отразилось в музыкальных традициях региона и ярко показано на выставке, приуроченной к этим юбилеям.

Музыка звучит

Ключевой особенностью сотрудничества Выборгского объединенного музея-заповедника и Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича является соединение классической выставки с музыкально-лекционной программой.

Выставка проходит с 27 августа по 30 ноября 2025 года. В рамках мероприятия 30 августа пройдет сольный концерт пианиста Николая Мажары в библиотеке Алвара Аалто (г. Выборг), где прозвучат произведения Глазунова и Сибелиуса. Также запланированы лекции музыковедов, кандидатов искусствоведения. 6 сентября выступит Михаил Алейников с темой «Финские мотивы в жизни и творчестве А. К. Глазунова», а 20 сентября состоится лекция Марины Монаховой «Сибелиус/Выборг/Петербург», обе пройдут в Выборгском музее.

«Мы сегодня с особым трепетом ждали этого момента, потому что эта выставка не только яркое культурное событие, но и шаг в укреплении связей между учреждениями, музеями и городами. Мы хотим сказать спасибо за возможность прикоснуться к истории музыки через предметы, а также проследить живую связь в лицах между Петербургом и Выборгом», –сказала заместитель директора Выборгского объединенного музея-заповедника Анастасия Шульженко.

Выборг в судьбах Глазунова и Сибелиуса

На рубеже XIX-XX веков Выборг стал крупным международным центром, куда приезжали величайшие музыканты мира – Пабло де Сарасате, Леопольд Годовский, Антон Рубинштейн и другие.

Расцвет начался с 1860-х годов, когда Рихард Фальтин основал здесь первый симфонический коллектив, превратив город в столицу симфонической музыки Великого княжества Финляндского, входившего в состав Российской империи. Именно в эту культурную среду органично вписались судьбы двух титанов – Александра Глазунова и Яна Сибелиуса.

Творческий путь обоих композиторов начался не в юном, а практически в детском возрасте. Сначала оба брали частные уроки, а затем продолжали обучение в стенах профессиональных учебных заведений.

Для Глазунова Выборг стал местом интенсивного творческого становления. В 1881 году 16-летний композитор не просто отдыхал здесь на даче, а ежедневно трудился. Он оркестровал свою Первую симфонию, заканчивал симфоническую картину «Лес», сочинял романсы и фуги. Именно этот период заложил фундамент его будущего величия.

Сибелиус, в свою очередь, активно поддерживал местную музыкальную жизнь, неоднократно приезжая в Выборг с концертами в 1905, 1906 и 1923 годах. Во время своего визита в 1923 году Ян Сибелиус не только дирижировал оркестром, но и с удовольствием слушал, как выборгские хоры и камерные ансамбли исполняют его музыку, выражая ему тем самым свое почтение.

Особую связь композитора подчеркивает его «Карельская сюита». Три части этого произведения посвящены ключевым событиям истории Выборга, которая вдохновляла его на создание национальных шедевров.

Объединяет двух композиторов особая связь с Карельским перешейком. Это уникальная территория между Петербургом и Выборгом, которая служила для творческих кругов того времени местом силы, отдыха и вдохновения. Эта земля, пропитанная духом двух культур, стала для них общим местом притяжения, что еще теснее сплело нити судеб.

Самое удивительное совпадение, которое прослеживается в их биографии, – это долгая история творческого молчания, которая наступила на закате карьеры. До сих пор точно неизвестны причины этого.

Выборг и Карельский перешеек – места, где рождались, звучали и получали поддержку их произведения, навсегда вписавшие Глазунова и Сибелиуса в историю мировой культуры.

О дружбе двух гениев расскажут экспонаты

Сердцем экспозиции стали уникальные архивные материалы, среди которых нотные издания произведений Глазунова и Сибелиуса, афиши и программы их исторических концертов в Выборге и Петербурге. Особый интерес вызывают фотопортрет Глазунова 1920-х и бюст Сибелиуса, созданный Малта Айттиненом, который был подарен советским музыкантам в 1946 году как символ культурного единства.

Важное место занимают раритеты. Среди них медаль к 50-летию Сибелиуса – первая в Великом княжестве финляндском медаль, выпущенная для столь молодого композитора, а также копии фотографий из мемориальной коллекции Глазунова, снимки с Римским-Корсаковым.

Также представлены экспонаты, посвященные окружению Сибелиуса и Глазунова. Исторические открытки, приглашения на музыкальные вечера и материалы, связанные с их посредниками – дирижером Робертом Каянусом, пианистом Александром Зилоти и скрипачкой Цецилией Ганзен, иллюстрируют эпоху и воссоздают среду художественного диалога. Музыка рождалась в тесном переплетении человеческих судеб.

Нить, связующая города и страны

Значение этой выставки для культурной жизни региона сложно переоценить. Она оживляет историческую память, поднимая и возвращая целый пласт истории в обыденную жизнь. Экспозиция доказывает, что Выборг XX века был не провинциальной окраиной, а мощным культурным центром, куда приезжали с концертами крупнейшие музыканты мира.

Этот проект актуализирует уникальное наследие, создавая особую атмосферу Выборга, в который приезжали «концертировать». Город и Карельский перешеек – это живой мост между русской и финской культурами. Это было место, где не просто жили, а активно творили, отдыхали и взаимодействовали знаменитые композиторы.

«Для филармонии сотрудничество с музеями является логичным продолжением ее музыкальной и историко-просветительской миссии, поскольку в фондах Музыкальной библиотеки, старейшего в своем роде собрания в нашей стране, находятся уникальные артефакты и документальные свидетельства культурной жизни различных эпох», – подчеркнула заместитель директора Санкт-Петербургской филармонии имени Д. Д. Шостаковича по просветительской деятельности и внешним коммуникациям Юлия Кантор.