В Царском Селе завершили реставрацию первого в мире кладбища императорских лошадей

Музей‑заповедник «Царское Село» объявил о завершении реставрационных работ в Павильоне «Пенсионерная конюшня» и на прилегающем кладбище XIX века, где похоронены более 120 лошадей российских императоров. С 30 августа комплекс будет доступен посетителям по обзорным экскурсиям по выходным. Маршрут включает осмотр кладбища и знакомство с экспозицией Императорской фермы.
Реставрация велась с 2019 года за внебюджетные средства музея. За это время восстановили общую планировку участка, отреставрировали основания надгробий и вернули могильные плиты на исторические места. По архивным данным сотрудники музея установили клички захороненных животных, а мастера воссоздали утраченные плиты с надписями.
В здании Пенсионерной конюшни проведены фасадные и общестроительные работы, проложены инженерные коммуникации и восстановлены столярные заполнения. Музей приступил к созданию постоянной экспозиции, посвящённой императорским лошадям, которая планируется к открытию весной 2026 года. В числе экспонатов упряжь для любимого ослика цесаревича Алексея, подаренная при визите Николая II в Италию королём Виктором Эммануилом III.
Пенсионерная конюшня, построенная в 1827–1830 годах по проекту архитектора Адама Менеласа, служила для содержания лошадей, выбывших из службы «по старости и слабости». На прилегающем кладбище похоронены лошади императоров XIX века, в том числе животные из конюшен Александра I и Николая I: Лами, Почтенный, Сегай, Орлов, Бьюте, Милая, Надежда, Гомер и другие. Среди последних захороненных – конь Коб (служивший Александру III) и серый мерин Серко, подаренный цесаревичу Николаю Александровичу в 1890 году после долгой дороги от Амура до Балтики. Первое захоронение датируется 1834 годом, последнее – 1915 годом.
Во время Великой Отечественной войны здание пострадало незначительно, однако в последующие десятилетия пришло в неудовлетворительное состояние. Ремонт отдельных плит на могилах проводился в начале 2000‑х при поддержке французского писателя и специалиста по лошадям Жан‑Луи Гуро. Комплексную реставрацию музей проводил на собственные средства, работы прерывались в пандемию.
Ранее сообщалось, что в Петербурге продолжается реставрация фасадов и интерьеров усадебного дома художника Ильи Репина «Пенаты».