Яндекс.Метрика
  • Евгений Морев

В Петербурге 110 лет назад открылся буддийский храм – дацан «Гунзэчойнэй»

Буддизм является одной из традиционных религий России
Фото: ЯКОВ ВЛАДИМИРОВИЧ ШТЕЙНБЕРГ, 1914 Г.

23 августа 1915 года в Петербурге был освящен храм одной из древнейших мировых религий. Ее последователи жили в нашем многонациональном городе со времен его строительства.

Буддизм является одной из традиционных религий России.

Калмыкское ханство присягнуло русскому царю в начале XVII века, в том же веке начался процесс присоединения бурятских земель. Центральное руководство России стремилось к диалогу и сотрудничеству с буддийскими народами, и в 1741 году императрица Елизавета Петровна подписала указ, который юридически признал буддизм одной из религий Российской империи. Также Екатерина Великая и Павел I приняли ряд мер в поддержку буддистов и их духовенства.

СТРОИЛИ ГОРОД

История буддийской общины в Санкт-Петербурге, по мнению некоторых исследователей, началась в первые годы после основания города. Считается, что в строительстве Петропавловской крепости участвовали и буддисты-калмыки. Но затем в Петербург переезжали лишь отдельные буддисты. Например, в 1869 году в переписи населения имперской столицы был отмечен лишь один буддист, который был указан как разночинец (не принадлежавший к установленным сословиям).

Крупная и достаточно влиятельная буддийская община начала формироваться в нашем городе в конце XIX века. В 1897 году в Петербурге жили уже 75 буддистов, а в 1910 году – 184 (163 мужчины и 21 женщина). По большей части это были приехавшие из Забайкалья буряты и волжско-донские калмыки. Первые компактно селились на Петербургской (Петроградской) стороне, вторые – в районе Литейного проспекта.

ОБЩЕЕ ДЕЛО

Общине был нужен свой храм. В то время престол занимал Николай II, который живо интересовался буддийской культурой.

В 1898 году в Россию из Тибета вернулся один из самых значимых буддийских богословов, путешественник, просветитель и доверенное лицо далай-ламы XIII (главного духовного лидера последователей тибетского буддизма) Агван Доржиев, родившийся и выросший в Забайкалье. В 1900 году он получил разрешение на постройку буддийского храма (дацана) в Петербурге. Сегодня его официальное название – дацан «Гунзэчойнэй».

Дацан в традиции российского и монгольского буддизма – это храмовый комплекс или монастырь. В свою очередь, «Гунзэчойнэй» с тибетского переводится как «источник святого учения Всесострадающего (Владыки-отшельника) Будды».

Однако проект замер почти на 10 лет, в которые Доржиев продолжал просветительскую деятельность как в столице, так и по России.

Строительство началось только в 1909 году на участке в историческом районе Старая Деревня на тогдашней окраине Петербурга. Работами руководил комитет, в который вошли академики-востоковеды Сергей Ольденбург и Василий Радлов, художник Николай Рерих, путешественники, аристократы из буддийских народов империи, а также врач и доверенное лицо самого императора Петр Бадмаев.

Позолота, яркие краски, облицовка требовали вложений. Средства на строительство собрали буддисты всей Российской империи. Также пожертвования внесли правитель Монголии Богдо-гэгэн VIII и далай-лама XIII. Доржиев передал из личных средств 30 тысяч рублей (огромную для того времени сумму). Статую Будды храму подарил король Сиама Рама VI. Витражи создал Николай Рерих, изобразив на них восемь благих буддийских символов.

Архитектором храма стал Гавриил Барановский, автор множества проектов для купцов Елисеевых, в том числе знаменитого Елисеевского магазина. Он справился и с этим непростым заданием, комитет принял его видение храма.

Строительство велось с 1909 по 1915 год. Однако первое служение прошло в еще не достроенном храме в 1913 году в честь 300-летия династии Романовых в благодарность от буддийской общины. А окончательное открытие состоялось 24 августа 1915 года. Так буддизм обрел свое место в столице России, а дацан стал его центром здесь, на севере.

ГОДЫ ИСПЫТАНИЙ

Однако богослужения в дацане остановились уже в конце 1916 года – служившие в нем монахи уехали из города, начались проблемы с финансированием. В 1919 году храм ограбили. Через 2 года благодаря усилиям Доржиева и временному потеплению в отношениях советской власти и буддизма дацан вернули общине. Но в 1937 году на общину обрушились репрессии. Ее обвинили в сотрудничестве с милитаристским режимом Японской империи, который пытался переманить на свою сторону буддистов СССР. Были арестованы и расстреляны связанные с дацаном как духовные лица, так и ученые. Доржиева арестовали в Бурятии, и он умер в тюрьме.

Храм передали в ведение организации физкультурников. В годы Великой Отечественной там установили военную радиостанцию.

Только в 1990 году благодаря массовой кампании ленинградцев разных вероисповеданий дацан был возвращен верующим.

Сегодня это не только одна из главных достопримечательностей северо-запада Петербурга. Дацан, как и было задумано, снова является духовным центром буддийской общины нашего города. В нем проходят богослужения, медитации, а также лекции по истории, религиоведению и философии.