Яндекс.Метрика
  • Сергей Ильченко

Сергей Ильченко: «Петербург не только город Достоевского и Гоголя, но и Грина»

Профессор СПбГУ – о юбилее писателя
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

Александр Грин – очень непростая фигура, которую в советское время воспринимали как романтика, человека, который убеждает читателя в том, что любая мечта должна исполняться. Биография самого Грина достойна авантюрного романа. При всех тех испытаниях, которые выпали ему в жизни, даже удивительно, что он сохранил веру в мечту и в то, что «мир может быть блистающим».

Грин был талантливым юношей из глухой Вятской губернии, который практически не поддавался воспитанию и с грехом пополам закончил гимназию. Он очень хотел стать моряком и своими глазами увидеть дальние страны. Отец дал ему 25 рублей на дорогу на юг, и Грин приехал в Одессу, где нанялся на корабль. Но тяготы матросской жизни пришлись ему не по вкусу, он вскоре сошел на берег и вновь начал искать себя. Начало 20-го века – бунтарское время, и Грин быстро примкнул к эсерам, активно участвовал в революционном движении в Крыму и на юге России. В его жизни последовала череда арестов и побегов, затем ссылка, в общем, обычная жизнь революционера-эсера. Она привела Грина к конфликту с властями и закончилась тюрьмой. После отсидки юноша сделал правильные выводы и отошел от революционной деятельности.

В Петрограде Грин появился нелегально, бежав из ссылки, поэтому и скрыл свою настоящую фамилию Гриневский. В нашем городе он поначалу жил с гражданской женой на Васильевском острове, причем по чужому паспорту, потом сменил несколько адресов, ютился по чужим углам. В этот период Грин начал писать и публиковать свои рассказы в местных газетах и журналах. Писал он очень быстро, удивляя многих коллег. Перед революцией он жил на территории Финляндии (она входила в состав империи), но после 1917-го вновь приехал в Петроград. От эсеров Грин держался подальше, ведь большевики их просто расстреливали. В отличие от Бунина, Горького или Короленко про революцию он вообще не писал, словно ее и не было. Он писал рассказы, стиль которых сегодня называют «символизмом» или «романтизмом» – про дальние страны, путешествия, настоящую любовь и дружбу и т. д.

После долгих скитаний по съемным квартирам Петрограда Грину помог Максим Горький – ему дали квартиру в Доме искусств на углу Невского проспекта и Мойки, в котором жили Гумилев, Ольга Берггольц и прочие знаменитые люди. Именно там в самое голодное послереволюционное время он написал свою феерию «Алые паруса». Тот же Горький добился, чтобы это произведение издали отдельной книгой, и с него началась прижизненная слава Грина как советского писателя. Но в Петрограде начала 1920-х было неспокойно, и супруга Грина сделала все, чтобы семья перебралась в Крым, где у них был небольшой домик в Феодосии. Там он написал свои знаменитые романы «Блистающий мир», «Золотая цепь», а также целую россыпь прекрасных романтических рассказов.

Позже, в эпоху коллективизации и индустриализации, отстраненность Грина от советской реальности не раз вызывала острую критику со стороны коллег. Советские писатели тогда вовсю писали про «стройки века», трактора и трудовые подвиги, на их фоне Грин выглядел «белой вороной». Из-за этого фантастические рассказы Грина печатали не очень охотно, жить на доходы от литературной деятельности Грину было нелегко. Когда он обращался за помощью в писательские организации, они ему отказывали. Грин умер в бедности в Крыму, где и был похоронен.

После смерти писателя его произведения не были под запретом, но в прессе его часто пинали за «космополитизм». В период «оттепели» в СССР сразу же издали полное собрание его сочинений, туда вошли все классические тексты Грина. Настоящим же прорывом стал выход на экраны фильма «Алые паруса», с юными Анастасией Вертинской и Василием Лановым. Он стал культовым для советской молодежи. Затем в СССР вышли картины «Бегущая по волнам», «Колония Ланфиер» и т. д. Всего с 1960-х по мотивам произведений Грина в Союзе было снято более 20 фильмов.

Произведения писателя до сих пор сохраняют актуальность, потому что он создал в своих произведениях целый мир – «Гринландию». Петербург – не только «город Достоевского и Гоголя», он в каком-то смысле и «город Грина». В Северной столице с ним связано множество адресов, здесь началась его литературная деятельность, на Офицерской улице висит мемориальная доска в его честь, и есть бульвар Александра Грина на Васильевском острове. Ну и, конечно, с творчеством Грина тесно связан праздник «Алые паруса», учрежденный в 1968-м и возрожденный в Петербурге в 2003 году. Сегодня это абсолютно  петербургский бренд, который знает весь мир. А также ежегодное водное шоу, на которое съезжаются лучшие российские выпускники со всей страны. Во многом благодаря ему память об Александре Грине жива в России до сих пор.