Петербуржцам рассказали, как был убит Григорий Распутин

Споры вокруг личности «царского друга» Григория Распутина не утихают по сей день. В одном из интервью писатель Эдвард Радзинский признался, что крестьянин села Покровское Тобольской губернии был настоящим «хамелоном».
Поэтому смерть Григория Ефимовича в декабре 1916 года для одних стала настоящей трагедией и дурным знамением, для других – шансом на лучшие изменения, пишет spb.aif.ru.
Тело старца было обнаружено подо льдом Невы. Отсутствие воды в легких говорило о том, что в воду Распутина бросили тогда, когда он был уже мертв.
В преступлении оказались замешаны великий князь Дмитрий Павлович, внук Александра II и кузен императора Николая II, Феликс Юсупов, супруг Ирины Романовой, племянницы Николая II, и монархист Владимир Пуришкевич.
О том, что произошло во дворце Юсуповых на Мойке в ту роковую ночь, до сих пор доподлинно неизвестно, так как участники несколько раз меняли свои показания.
Принято считать, что заговорщики заманили Распутина во дворец, где угостили вином и пирогом, отравленным цианистым калием.
Годы спустя в своей книге «Конец Распутина» Феликс Юсупов писал: «В ледяную воду Невы было брошено его тело, до последней минуты старавшееся преодолеть и яд, и пулю. Сибирский бродяга, отважившийся на слишком рискованные дела, не мог умереть иначе; только там, у него на родине, в волнах Тобола или Туры, едва ли кто искал бы труп убитого конокрада Гришки Распутина».
Описывая свое знакомство с Распутиным, молодой князь подчеркивал его неприятную отталкивающую «мужицкую» внешность, но вместе с тем харизму и необычный пугающий взгляд. При этом, по словам Юсупова, ему удалось завоевать доверие этого сластолюбивого «конокрада».
Существует одна из версий, что Юсупов обратился к Распутину с просьбой вылечить его от «содомского греха», однако во время сеанса лечения гипнозом тот, наоборот, попытался соблазнить молодого человека.
Часть историков сходятся во мнении, что во дворец Юсупова Распутина заманили не просто вкусными пирогами. По словам некоторых очевидцев, во дворце в тот вечер были две женщины, одна из которых знаменитая балерина и актриса Вера Каралли.
В те года Вера Каралли слыла одной из самых желанных красавиц начала XX века. Она блистала в Большом театре, была звездой «Русского балета» Сергея Дягилева. С великим князем Дмитрием Павловичем она познакомилась благодаря своей подруге Нине, бывшей балерине, у которой были любовные отношения с одним из членов царской семьи.
В 1916 году произошел переломный момент в их отношениях. По мнению ряда историков, великий князь обратился к своей любовнице с необычным предложением. Испытывая к Распутину неприязнь, граничащую с отвращением, он попросил Каралли помочь осуществить преступный замысел. По одной из версий, Вера должна была быть приманкой для сластолюбивого «старца». Юная особа с томными карими глазами должна была танцевать знаменитый «Танец семи покрывал», в котором под музыку исполнительница сбрасывает с себя одно покрывало за другим. Наблюдая за таким магнетическим зрелищем, Распутин мог съесть отравленную еду.
События той ночи сказались на судьбах всех фигурантов дела. В творчестве Веры Каралли наступило затишье: ее перестали приглашать в кино, запретили выступать в театре. Великий князь Дмитрий Павлович и князь Юсупов были арестованы по прямому приказу императрицы Александры Федоровны, но были освобождены после вмешательства Николая II.
Дмитрий Павлович был отправлен в Персию в отряд генерала Баратова. По мнению ряда биографов, эта ссылка спасла ему жизнь, так как вскоре в России разгорелась революция.
С Верой Каралли он смог встретиться позже в Париже, где она выступала с труппой Дягилева.
В 1932 году на экраны вышел фильм «Распутин и императрица», в котором создатели показали, что супруга Юсупова состояла в интимной связи с Распутиным. Чету Юсуповых, которые в тот момент жили в Париже, возмутил этот факт, и они подали в суд на голливудскую компанию Metro-Goldwyn-Mayer. Закон оказался на их стороне, и MGM выплатила им за клевету огромную денежную компенсацию. Считается, что после этой истории появилось правило указывать в начале фильма, что все события, показанные на экране, не более чем вымысел.