Яндекс.Метрика
  • Борис Подопригора

Борис Подопригора: «Курсом куда? И в какой «валюте»?»

Сейчас идут обсуждения, когда, где и при каких условиях может состояться встреча президентов России и Украины. Но насколько выгодно завершение конфликта тем, кто его создавал?
Фото: https://petrsu.ru/notices/2015/1587/vtchitalnomzalenautc

Словосочетание «курсом на мир» (pursuing peace) стало этикеткой внешней политики Трампа. Его участие в умиротворении ряда враждующих сторон (фигурируют шесть разрешенных конфликтов) приближает хозяина Белого дома к Нобелевской премии мира.

Тут важнее не надежность примирений, а вызов нобелиату 2009 года – президенту Обаме. Сегодня он – символ нынешних конкурентов из демпартии. Однако более осязаемая потребность американцев – это сокращение 37-триллионного госдолга США, в том числе за счет финансовых мер в отношении Евросоюза, точнее, евро.

Но для нас важнее оценка курса США на примирение. Вашингтон впервые с начала века признал, что угрозы со стороны Москвы для Запада нет. По этому поводу в евро-атлантическом сообществе налицо разногласия. Но США, следуя коммерческому подходу, намерены и впредь снабжать оружием не только партнеров по НАТО, но – через них – и Украину. Только не за свой счет.

Впрочем, о разделе территорий говорят больше, чем о первопричинах конфликта. Хотя услышаны слова Трампа: «Не будет никакого возвращения Крыма, отданного Обамой без единого выстрела, и никакого вступления Украины в НАТО». В евронатовской кампании такие высказывания недопустимы. Ибо «Америка должна помочь Европе победить, а то, что за пределами континента, европейцев не интересует».

Трамп предложил план, как быстро достичь мирного соглашения. Его суть: пусть Зеленский передаст России оставшуюся часть Донбасса. Следом будут определены гарантии безопасности как для Киева, так и для Европы в целом. Позиция Зеленского (замораживание конфликта без юридических последствий) оживила дискуссию о его переизбрании. Об этом говорится больше, чем о спасительной для него встрече с Путиным.

В случае обострений с Зеленским США могут заморозить ранее оговоренные военные поставки и отказать в передаче ВСУ разведданных. Возникнут вопросы к использованию финансов, поступивших из США. А пока Зеленский предложил сделку: при американских гарантиях безопасности Киев готов закупить в США оружие на 100 миллиардов долларов. Правда, за счет европейских стран. Но больше 50 миллиардов они не соберут. В этом суть общеевропейского расклада. Финансового в том числе.

Москва согласна заморозить конфликт по линии соприкосновения в Херсонской и Запорожской областях. Мы готовы передать Киеву уже подконтрольные нам территории Сумщины и Харьковщины. Но временное перемирие вместо долгосрочного нас не устраивает. Тем более при накачке Киева оружием и намерении разместить на Украине силы НАТО. К тому же в Киеве сосредоточены на разработке ядерного оружия и вступлении в Североатлантический альянс. По жесткой оценке нашего МИДа, «в этом случае положения, лежавшие в основе признания Украины как независимого государства, исчезают».

Сущностная сторона дела, в отличие от дипломатической, состоит в следующем: у нас нет мотива прекращать СВО, поскольку вооруженные силы России уверенно продвигаются вглубь Украины, а российская экономика существенно не пострадала. Объем нашей торговли непосредственно с Западом не превышает 15 процентов, а с обобщенным Востоком – вырос более чем на 20 процентов.

Украина потеряла убитыми и пропавшими без вести 1 721 000 человек. Примерьте эту цифру на нынешние 22-24 миллиона ее граждан. Тех, кто остался от 52 миллионов в 1991 году. Кстати, выплаты семьям погибших составят 630 миллиардов долларов, что превышает три ВВП страны за 2024 год (190 миллиардов долларов) или семь годовых бюджетов.

Безотносительно примирения в Европе Трамп стремится ослабить стратегическое взаимодействие Китая с его партнерами по БРИКС – ШОС, прежде всего с РФ. Цель – ограничить стратегические тыл и рынки КНР.

Многое прояснит участие более 20 мировых лидеров во встречах в Китае, приуроченных к 80-летию Победы во Второй мировой. В поле внимания также перспективы Северной Кореи и отношения Пекина с Нью-Дели. Кстати, Индия подтвердила планы закупок наших энергоносителей на привычных условиях. Это – по поводу антироссийских санкций.

Кроме того, в мировой повестке значатся Израиль – сектор Газа, суета вокруг Венесуэлы, южнокавказская неопределенность. Все чревато новыми взрывами страстей. Тут опять-таки многое зависит от курса. Не только политического, но и в сермяжной валюте. Тем более что, по образному суждению Financial Times, «мало кто знает, куда движется Трамп, крушащий все на своем пути»…