Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Как работала воздушная дорога жизни блокадного Ленинграда

Специалисты Национального центра исторической памяти при президенте Российской Федерации и историки рассказали о роли особой авиагруппы в снабжении осажденного нацистами Ленинграда
Фото: скриншот видео https://youtu.be/JUOqfCslcCc?si=5NvH7_GT8YoYsLvH

К восьмому сентября 1941 года войска нацисты захватили Шлиссельбург и южный берег Ладожского озера, таким образом отрезав все сухопутные пути в осажденный Ленинград. Начались страшные 872 дня блокады. Враг прилагал все усилия, чтобы отрезать город и от снабжения по Ладожскому озеру.

На момент начала блокады, несмотря на продолжающуюся эвакуацию, в городе находилось около примерно 2,5 миллиона человек. В то время как запасов топлива и продовольствия оставалось на один-два месяца.

Небесный щит

Воздушные бои шли на ближних и дальних подступах. Вражеское командование для усиления натиска перебросило под Ленинград 1-й воздушный флот и 8-й авиакорпус. Количественное превосходство вражеских самолетов было примерно в два раза. В ответ наше командование выделило треть исправных самолетов для прикрытия водного коридора снабжения и эвакуации, но этого все равно было недостаточно, чтобы обеспечить полное прикрытие.

Также приоритетными задачами для советской авиации были защита города от массированных воздушных налетов и прикрытие с воздуха наземных войск.

Транспортная сеть

Воздушная дорога жизни, Воздушный мост блокадного Ленинграда, Воздушный коридор – так в различных источниках называли тонкую, но жизненно важную ниточку воздушного сообщения с блокадного Ленинграда с Большой землей. Командующий ВВС Ленинградского фронта и 13-й воздушной армией генерал-полковник авиации Степан Рыбальченко свой рассказ-воспоминание озаглавил как «Крылатые богатыри. Воздушный мост блокадного Ленинграда».

Член Ассоциации историков Союзного государства Анна Гюльмамедова напомнила, что воздушный мост начал действовать практически с первых дней блокады. Так, 20 сентября 1941 года Государственный комитет обороны (ГКО) принял важнейшее постановление «Об организации транспортно-воздушной связи между Москвой и Ленинградом». Первый же рейс состоялся еще раньше уже на следующий день начала блокады, 9 сентября 1941 года.

«В условиях блокады было важно создание устойчивой авиационной транспортной сети. Была налажена организация работы ключевых аэродромов (Комендантский, Смольная). Благодаря которым были достигнуты регулярные, бесперебойные вылеты, которые проходили даже в сложных метеоусловиях», – говорит Анна Гюльмамедова.

Она добавила, что воздушный транспорт осуществлял снабжение осажденного города жизненно необходимыми грузами по нескольким ключевым направлениям: продовольственное (высококалорийные концентраты, мясные и молочные продукты, жировые компоненты), военное (боеприпасы и вооружение, различное техническое оснащение), также была затронута и социальная сторона (почтовая корреспонденция, медицинские препараты).

На обратном же пути шла эвакуация. В первую очередь населения, вывоз квалифицированных специалистов, раненых и больных.

Член Военного совета фронта Андрей Жданов приказал усилить патрулирование и охрану водного пути через Ладожское озеро. В итоге было налажено сообщение города со страной как по воде, так и воздуху.

Авиа флот

Как рассказал главный специалист Национального центра исторической памяти при президенте Российской Федерации Дмитрий Суржик, первый воздушный рейс состоялся 9 сентября 1941 года, когда из Ленинграда в Тихвин вылетела созданная накануне комиссия по руководству отрезанными от города северо-восточными районами Ленинградской области. А 11 сентября заместитель начальника Главного управления Гражданского воздушного флота Михаил Картушев уже озвучивал предложения по организации маршрутов. Так начиналась операция «Воздушный мост».

«После решения Государственного комитета обороны от 20 сентября для связи с осажденным городом выделили три эскадрильи транспортных самолетов ЛИ-2 Московской авиагруппы особого назначения (МАОН). Она была создана в первые дни войны из подразделений гражданской авиации. А позднее почти все эскадрильи МАОН подключились к деятельности этой воздушной коммуникации», – сказал Дмитрий Суржик.

К ним присоединились экипажи ЛИ-2 Особой северной авиагруппы (ОСАГ) и даже эскадрильи тяжелых бомбардировщиков.

«Чтобы эта воздушная коммуникация действовала надежно, три истребительных авиаполка сопровождали и охраняли транспортные самолеты. Периодически для боевого обеспечения воздушного моста привлекались дополнительно истребители военно-воздушных сил Ленинградского фронта и Балтийского флота. Создавались новые оперативные аэродромы в Ленинграде и на Большой земле. Воздушная трасса связывала осажденный город со страной до последнего дня блокады», – сообщил Суржик.

Мертвый сезон

Как отмечает Дмитрий Суржик, серьезной проблемой были тяжелые потери самолетов и нехватка пилотов. Несмотря на то, что советские летчики-истребители совершали 5-7 боевых вылетов в день.

Но вскоре наступил «мертвый сезон» – самый тяжелый для города, так как водный путь уже невозможен, а ледовая трасса ещё не наморожена. В это время практически единственным путем сообщения со страной оставался «воздушный мост». Горючего для самолетов не хватало. Было найдено решение: транспортные самолеты отправляли с минимальным запасом топлива до ближайших аэродромов (в Хвойной и Подборовье). Тогда хватало топлива на истребители сопровождения», – продолжает главный специалист Национального центра исторической памяти Дмитрий Суржик.

Он добавил, что, хотя было передано множество самолетов, транспортов тоже не хватало. Постоянно запрашивались дополнительные борты.

Запредельная нагрузка

В день прекращения водной навигации по Ладожскому озеру, когда это стало фактически невозможно (15 ноября 1941 года), Военный совет Ленинградского фронта принял постановление о выделении еще 30 транспортных самолетов, для усиления воздушных поставок по самому кратчайшему пути: Новая Ладога – Ленинград. Эти самолеты совершали по два рейса ежедневно, а нередко больше.

«27 ноября Военный совет по предписанию ГКО рассмотрел вопрос о наиболее полной загрузке самолетов и перевозке наиболее важных видов продовольствия в Ленинград. Все эти меры обеспечили значительное увеличение перевозок продуктов и боеприпасов по воздуху в самое критическое для города время», – обращает внимание Дмитрий Суржик.

По различным данным, с сентября по декабрь 1941 года в Ленинград было доставлено по воздуху свыше пяти тысяч тонн продовольствия, 138 тонн почты, десятки тонн медикаментов. Обратными рейсами вывезено более 50 тысяч ленинградцев, в том числе около 30 тысяч высококвалифицированных рабочих и специалистов Кировского, Ижорского, Металлического и других заводов, несколько тысяч раненых.

«В сентябре 1941 года летчики совершали 60–70 боевых вылетов в месяц. Для сравнения, американские пилоты-истребители считали 30–40 вылетов запредельной нагрузкой. В сентябре несли большие потери как техники, так и летчиков. Иногда в авиаполках оставалось по 3–4 неповрежденных самолета. Пилоты от усталости иногда не могли самостоятельно покинуть самолет», – заметил Суржик.

Продовольствие

Транспортные самолеты вылетали группами по 6 или 9 бортов. Летели «клином», прикрывая друг друга. Также их защищали истребители сопровождения. В небе над Ленинградом защитники города совершили более сорока таранов.

По данным Национального центра исторической памяти при президенте Российской Федерации, согласно постановлению ГКО ежедневно в Ленинград должны были перевозить воздушным путём не менее 200 тонн высококалорийных продуктов. Среди них: 135 тонн концентратов каш и супов, 20 тонн копчёных колбас и свинины,10 тонн сухого молока и яичного порошка,15 тонн сливочного масла, 20 тонн топленого сала и комбижира.

Так, с 8 сентября 1941 года по 1 января 1942 года в Ленинград под огнем противника доставлено: водным путем – 25 288 тонн продовольствия, по льду 15 275, воздухом – 5182 тонны.

За всю страну

Даже находясь в осаде, страдая от голода и холода, Ленинград сражался не только за себя, но и за всю страну. Так, для подготовки наступления под Москвой Военный совет Ленинграда выделил более 800 минометов и 200 пушек, произведенных в блокадном городе. ГКО выделили для доставки 24 самолета Ли-2, штаб ВВС обеспечил прикрытие истребителями. Ли-2 прибывали груженными продуктами, а улетали с оружием для обороны столицы Родины.

Связующая нить

В критический момент начала Великой Отечественной войны воздушный транспорт стал неотъемлемой частью комплексной системы эвакуации культурных ценностей Ленинграда.

В результате воздушных перевозок были сохранены рукописные сокровища Академии наук, документальные архивы особой важности, раритетные издания книжных собраний, деликатные музейные артефакты.

«Хотя возможности авиации были весьма ограничены, созданный воздушный мост стал ключевым элементом системы жизнеобеспечения блокадного Ленинграда, позволившим городу выстоять в критические месяцы осады», – резюмировала член Ассоциации историков Союзного государства Анна Гюльмамедова.