Эксперты высказались о том, могут ли игрушки нанести вред ребенку

Некоторые детские игрушки могут нанести физический и психологический вред, поэтому российские власти пытаются ужесточать требования к детским товарам. Об этом пишет «Вечерний Санкт-Петербург».
Лазейки в законе
Детские игрушки и БАДы – эти две категории назвал в конце 2024 года руководитель Роскачества Максим Протасов, отвечая на вопрос о том, какие группы товаров больше всего подвержены контрафакту. Руководитель организации обратил внимание, что под контрафактом понимается нарушение прав на торговую марку. Это юридические тонкости, главное, чтобы детали не отваливались и ребёнок не дышал химией.
Так, в конце 2022 года Роскачество проверило мягкую игрушку Хагги Вагги – синего монстра. Специалисты объявили, что у 89% исследованных образцов превышен уровень фенола. «Максимальное превышение более чем в 4 раза обнаружено у одной из игрушек, закупленной на крупном российском маркетплейсе. При регулярном контакте с ней ребёнок может стать сонливым, могут появиться головные боли, головокружение. При этом предварительная стирка такой игрушки не поможет», – прокомментировала замруководителя Роскачества Елена Саратцева. Также она сообщила, что у некоторых изделий обнаружили несоответствие по индексу токсичности.
А в 2023 году и вовсе появилась информация о том, что на упаковке лизунов нашли упоминание о веществе бура (натриевая соль борной кислоты), которая, в частности, применяется в морилке для тараканов.
«На любой игрушке должны указываться данные производителя или импортёра на русском языке, возрастные ограничения и состав материалов, если они влияют на безопасность. Важный маркер – значок EAC – подтверждение соответствия техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 008/2011, обязательное для всех изделий, ввозимых или производимых в РФ», – объяснил юрист, преподаватель университета при Межпарламентской ассамблее ЕврАзЭС Давыд Добрынин.
Впрочем, он отметил, что, несмотря на правила, в законе всё же существуют лазейки, одна из них – продажа игрушек под видом сувениров. «Когда изделие позиционируется как «декор» или «коллекционный предмет», оно избегает строгих проверок на безопасность, даже если фактически используется детьми. Пример – магнитные фигурки, продаваемые как брелоки», – пояснил Давыд Добрынин.
Недетская опасность
Даже безобидная на первый взгляд вещь может нанести вред. Так, мыльные пузыри могут приводить к химическим ожогам сетчатки, говорит педиатр Екатерина Атанова. По словам врачей, к ним часто обращаются родители, чьи дети проглотили деталь конструктора. «Даже в сертифицированном конструкторе «Лего» нет рентген-контрастного вещества, и очень сложно увидеть его на рентгене. Я бы рекомендовала выбирать игрушку так, чтобы она и все её детали были больше рта ребёнка – при всём желании он не сможет проглотить такое изделие», – советует Екатерина Атанова.
По словам депутата петербургского ЗакСа, отца двоих детей Антона Рудакова, игрушки должны соответствовать возрасту, иметь чёткую и читаемую маркировку, нанесённую на сам товар, и ярлык либо упаковку. Если она неразборчива, написана на иностранном языке или вовсе отсутствует – это признак некачественного товара.
Игрушечный резонанс
Игрушки – инструменты для познания действительности. То, какое влияние они окажут на ребёнка, зависит не только от производителей продукции, но и от родителей. Именно взрослые покупают кукол и другие товары, рассказывают и показывают детям, как с ними взаимодействовать. «Дети путают игрушечный мир с настоящим и начинают переносить свои фантазии в реальность. Прежде чем купить игрушки, надо подумать, как ребёнок будет взаимодействовать с ними. Важно научить играть в эти предметы», – обратила внимание педагог-психолог высшей аттестационной категории Надежда Терентьева.
Так, в 2025 году на маркетплейсах представлены десятки гробов для кукольных домиков и даже конструктор с катафалком. «Игрушка – инструмент, с помощью которого ребёнок познаёт окружающую действительность. Но то, как он будет его использовать, зависит от картины мира, которую предоставит взрослый. Если молча дать игрушечный гроб – ребёнок подумает, что это коробочка», – отметила кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной педагогики и логопедии Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы Анастасия Тареева.
В Госдуме РФ озаботились контролем. Разработан законопроект, который предусматривает и обязательную сертификацию, и даже психолого-психиатрическую экспертизу продукции.