Яндекс.Метрика
  • Игорь Осочников

Впервые в мире: российские хирурги спасли ногу бойцу, имплантировав искусственную пятку

Ранение мужчина получил в зоне СВО
Фото: Игорь Осочников

Российские врачи первыми в мире имплантировали пациенту искусственную пятку. Операция в клинике военной травматологии и ортопедии Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова была проведена по новейшей методике, разработанной специалистами ВМедА.

Тяжёлое ранение Антон Лонин получил в зоне проведения специальной военной операции во время обстрела. Он был механиком-водителем зенитного ракетного комплекса «Тор». Экипаж прикрывал от атак с воздуха наши наземные части, боролся с вражескими БПЛА-разведчиками, перехватывал крылатые ракеты и снаряды систем залпового огня.

В свою очередь и сам ЗРК был желанной целью для противника. За ним шла настоящая охота. Достаточно долго нашим зенитчикам удавалось выполнять боевые задачи, при этом избегая ответного удара. Но в один из дней их позицию накрыла вражеская артиллерия.

«Мне сбило кость, я упал, но сознание не терял, хотя оглушило очень сильно», – вспоминает Антон.

Его вынесли из-под огня. Дальше эвакуация, госпиталь.

«Предложили сначала радикальное лечение, но мы вправе отказаться и лечиться до конца», – рассказывает Антон.

Фото: Игорь Осочников

«Радикальное лечение» – это ампутация. По стандартам военно-полевой хирургии большинства стран у бойца с таким ранением нет другого пути. Но в клинике военной травматологии и ортопедии имени Г. И. Турнера Военно-медицинской академии ногу военнослужащему спасли. Сначала вылечили начавшееся воспаление раны. Затем сделали снимки ноги. По ним на 3D-принтере распечатали модель пяточной кости в пластике и только после этого, опять же на 3D-принтере, изготовили эндопротез в окончательном виде из титано-магниевого сплава. Его и имплантировали пациенту.

«Уникальность в том, что мы использовали не просто эндопротез, – рассказал главный травматолог Министерства обороны Российской Федерации, начальник кафедры и клиники военной травматологии и ортопедии имени Г. И. Турнера, доктор медицинских наук, профессор, полковник медицинской службы Владимир Хоминец. – Он имеет ячеистую структуру, куда посажены клетки и факторы роста. Имплант открыт в сторону собственной кости, чтобы клетки и сосуды прорастали в его ячейки. Со временем протез интегрируется в костные ткани».

Понятно, что на подобную операцию врачи решились «не вдруг». Ей предшествовали долгие исследования, опыты, том числе – на животных. Все они дали положительный результат.

Операция длилась несколько часов. Она требовала очень высокой квалификации хирурга, поэтому проводил её лично профессор Хоминец. Для успеха подобных оперативных вмешательств требуется соблюдение целого ряда условий – опытный травматолог-ортопед, владеющий современными технологиями и компьютерным моделированием, сосудистый и пластический хирурги. Должна быть обеспечена индивидуальная реабилитация пациента. Поэтому возможность для проведения таких операций есть только в трёх крупнейших госпиталях Минобороны. Среди них – Военмед.

Фото: Игорь Осочников

Сегодня медики уверены в том, что их расчёты сбудутся. Ранний послеоперационный период прошёл благополучно. Организм у пациента молодой – справляется. Сам Антон уверяет, что не чувствует никаких послеоперационных болей. Пока Владимир Хоминец снимает бинты, чтобы провести очередной осмотр ноги – боец даже не морщится. Напротив, с его лица не сходит улыбка. Парня можно понять – ему сохранили ногу.

Антону сделали специальный ортез, который всю нагрузку передаёт на колено, а не на пятку. Во время нашей встречи он с удовольствием продемонстрировал, как самостоятельно и достаточно бодро передвигается без костылей по коридорам клиники. Сейчас Антона уже выписали, и он уехал домой. Если всё пойдёт по плану, то следующий раз он появится в академии через пару месяцев.

«С помощью специальной методики на томографе будем проводить исследования – как прорастают сосуды и ткани, – поясняет профессор Хоминец. – По нашим расчётам окончательное выздоровление займёт от трёх месяцев до полугода. Сделаем ему специальную стельку чтобы при ходьбе нагружался средний и передний отдел стопы, освободив пяточную кость».

Фото: Игорь Осочников

По прогнозам врачей, если Антон будет соблюдать все их рекомендации, то полностью сохранит подвижность.

«В перспективе мы можем делать имплант, замещая крупные дефекты костей такой ячеистой структурой, насыщенной биологически активными веществами и клетками. Чтобы врастало. Поставить такие операции на поток. Ведь подобные огнестрельные ранения на сегодняшний день в связи с применением высокоскоростного оружия встречаются очень часто», – делится Владимир Хоминец.

Операция, которую провели Антону Лонину, – первая по многим параметрам. Нигде в мире ничего подобного не делали при огнестрельных ранениях. Никто до этого не вживлял имплант на нижней конечности.

«Мы сейчас делаем индивидуальные протезы локтевого и плечевого суставов. Но без насыщения импланта. Верхние конечности меньше нагружены, и мышечная активность обеспечивает кровеснабжение этой зоны», – рассказывает профессор Хоминец.

Фото: Игорь Осочников

На нижней конечности до сих пор действовали по методике, разработанной Гавриилом Илизаровым, – ставили специальный аппарат и постепенно удлиняли конечность. Вскоре всё может измениться. Ещё недавно казавшаяся невероятной технология сращивания имплантов и костей в скором времени может стать нормой для российской медицины.

Остаётся только удивляться – как врачам ВМедА хватает сил на всё – лечить, учить курсантов и студентов, проводить исследования и разрабатывать новейшие методики?

«Раненые, которые поступают к нам, очень мотивированы. Они шли на СВО, осознавая свою цель – защищать Родину. И это придаёт силы не только им, но и медикам», – говорит полковник медицинской службы Владимир Хоминец.

Фото: Игорь Осочников