Яндекс.Метрика
  • Александр Малькевич, подготовила Ирина Лисова

Харьковский дневник: «Мирные жители и наши военные стали единым целым»

«Петербургский дневник» и Александр Малькевич продолжают совместный проект
Фото: личный архив Александра Малькевича

В серии публикаций депутат петербургского парламента и сопредседатель Координационного совета Общественной палаты РФ по интеграции новых регионов рассказывает о своей работе в Харьковской области осенью 2022 года.

Глава военно-гражданской администрации (ВГА) Харьковского района Харьковской области Алексей Подорожный вспоминал: «Утром 24 февраля началась специальная военная операция. Российские войска вошли на территорию Харьковского района. С самого утра заходили – совершенно миролюбиво. Многие люди не поняли, что вообще произошло, но встречали русских бойцов очень добродушно. Потому что и сами солдаты вели себя по-доброму. Все выглядело как некая смена власти».

НАДЕЖДА НА ИЗМЕНЕНИЯ

«Соседи подходили: «Что делать?» – «Ничего не делать, давайте посмотрим, что будет сегодня, завтра». И солдаты нам говорили: «Товарищи, ваша земля больше продаваться не будет». Это было самое важное. Ведь район – сельскохозяйственный, здесь много аграрных предприятий, людей, которые живут за счет сельского хозяйства», – рассказывал Алексей Подорожный.

Когда Верховная рада Украины приняла закон о рынке земли – о реализации сельхозугодий иностранным корпорациям и банкам, – все всё поняли: страна просто продается. «И стало ясно: или грядет война, или беда, и народ просто восстанет против этого режима. Тогда референдум не провели согласно конституции Украины, а закон приняли. Но 24 февраля, в первые же часы СВО, люди начали ощущать уверенность в завтрашнем дне. Появилась надежда, что ситуация изменится. А солдаты заходили русские – наши парни, миролюбивые», – объяснял глава военно-гражданской администрации.

Первые 2-3 дня местная власть была парализована.

«Руководители исчезли – кто в Харьков уехал, кто еще куда. Работу просто игнорировали. В те дни в центральную часть района стали съезжаться активисты, местные депутаты, бизнесмены, аграрии. Я тогда жил в поселке Липцы, где родился, хотя большую часть жизни провел в Харькове. Мы собирались и решали, что делать. На третий день приехали несколько российских офицеров. Я не знаю их званий, должностей. Они сказали: «Ребята, мешать вам никто не будет. Если местные власти сбежали – организовывайтесь сами. Мы вмешиваться не будем. Какая помощь нужна – скажите, все предоставим», – рассказывал Алексей Подорожный.

Весна 2022 года в каком-то смысле оказалась неожиданной и в то же время насыщенной событиями для жителей Харьковской области.

«Когда на территорию Харьковского района вошли российские военные подразделения, лично для меня это стало облегчением. Первое, что я подумал: «Слава Богу». Я понимал, что страна катится в пропасть, и то, что делает бывшая украинская власть, просто превращает государство в придаток Запада», – вспоминал глава ВГА.

Фото: личный архив Александра Малькевича

«ТАК БУДЕТ С КАЖДЫМ»

В целом население восприняло появление российских солдат спокойно.

«Вот один из примеров: шла колонна, и у БТР произошла поломка. Военные двинулись дальше, а двое молодых солдатиков остались с машиной. Возможно, им не хватало опыта. Местные мужики – механизаторы, бывшие военные – пришли и за полдня отремонтировали им топливную систему. А женщины тем временем пригласили ребят в баню и накормили! К чему я это рассказываю? Русские встретили русских – доброжелательно и по-доброму. А сами российские солдаты к людям относились осторожно, с уважением. Я даже видел, как один из них подходит к местному и говорит: «Товарищ, можно взять у вас коробку спичек?» Тот дает – а солдат тянется за деньгами: 50 или 100 рублей хочет ему дать за эти спички. А тот ему говорит: «Сынок, ну ты ведь такой же солдат, как мой сын, зять или сосед! Ты мне как родной». Все было мирно – до того момента, пока вооруженные силы Украины не начали обстрелы. Укрофашисты били по мирному населению – по своим!» – говорил Подорожный.

До осени 2022 года произошло много событий.

«Летом все понимали, что грядущая зима будет очень тяжелой. В Харьковском районе на тот момент уже давно отсутствовали электричество и газ. Люди готовились к холодам, чтобы дожить до следующей весны. Из мужского населения формировались целые бригады, которые занимались заготовкой дров. В 16 населенных пунктах на каждый дом было завезено по 2-3 прицепа», – рассказывал он.

Один человек, доброволец, которому было 64 года, не связанный с ВГА, организовал работу по обеспечению дровами в Борисовке, Пыльной, Мороховце и Лукьянцах. Он также раздавал гуманитарную помощь, доставлял лекарства, помогал пожилым гражданам.

Осенью, после вынужденной перегруппировки российских войск, на эти территории вошли украинские формирования: националистический батальон «Кракен» и другие террористические и экстремистские подразделения. В Борисовке они провели собрание, где присутствовали около 200 человек. На него украинцы пригласили этого добровольца – известного в селе человека. Подошли к нему, спросили: «Это ты такой-то?» Он ответил: «Да». После чего мужчину ударили прикладом по лицу, а затем избили ногами. Все это происходило на глазах у жителей. А потом нацисты заявили: «Так будет с каждым».

«Этот случай мне точно известен. Мы в свое время приглашали этого человека на работу в администрацию, но он говорил: «Я с вами всем сердцем, но мне по силам только вот такая помощь – и я ее окажу». Сейчас он осужден. После долгого суда получил шесть лет колонии. Где отбывает – точно не известно. Но подобные истории не единичны. Таких примеров масса. О них можно рассказывать бесконечно», – делился глава ВГА.

Фото: личный архив Александра Малькевича

В ОДНОЙ ЛОДКЕ

Подорожный также вспомнил и о российских медиках: «Мы оказались с русскими солдатами в одной лодке – мирное население и военные. Когда начались массовые обстрелы района со стороны ВСУ, появились раненые и погибшие. В Липцах развернули военный госпиталь. И если бы не врачи Российской армии, не знаю, что было бы с местными. Среди населения были инсулинозависимые, больные с хроническими и тяжелыми недугами, а достать лекарства было невозможно. Госпиталь и врачи, которые там служили, спасали людей».

Вот пример: в поселке Октябрьское, который рядом с Липцами, 83-летний дедушка перенес инсульт. Больницы, транспорта, скорой не было.

«Приехали двое российских докторов, сразу же поставили диагноз. Когда встал вопрос о его госпитализации, врачи сразу сказали: «В Белгород нельзя – не довезем». И они начали лечение на дому! По два раза каждый день его навещали. Ставили капельницы и давали препараты. Дедушка был парализован, не говорил, не двигалась левая рука. Но уже через месяц появилась положительная динамика: у него восстановилась речь. Сейчас ему 86 лет. Он ходит, разговаривает, работает в саду. А я хочу дожить до того дня, когда снова его увижу. Его вылечил обычный русский доктор в военной форме. Тогда мы, мирные жители и российские военные, действительно стали единым целым. К сожалению, нас обстреливали те, кого раньше мы называли своими, – украинцы. Обстреливали целенаправленно», – заключил глава ВГА Харьковского района Харьковской области.

В предыдущих публикациях автор рассказал о событиях в Харьковской области. Тогда мирные жители многих городов, деревень и сел оказались под обстрелом сил ВСУ, которые пытались запугать и уничтожить собственный народ.

Фото: личный архив Александра Малькевича