«Учительство – это не только рутина, но и игра, где можно экспериментировать, пробовать новые форматы»: Татьяна Парфенова о профессии педагога

Созданное по поручению президента России Владимира Путина, оно направлено на выявление наиболее талантливых и выдающихся педагогов, способных вдохновлять и мотивировать учеников. Основной целью проекта является предоставление педагогам возможности продемонстрировать профессиональное мастерство и способствовать повышению престижа одной из важнейших профессий страны.
В этом сезоне в рамках отбора было подано 6720 заявок от педагогов со всей территории России. Петербург стал один из лидеров по количеству заявок на участие в проекте. Одним из специалистов, который представит наш город на телешоу станет учитель русского языка и литературы школы № 403 Пушкинского района Татьяна Парфенова. О своих впечатлениях и ожиданиях она поделилась с «Петербургским дневником».
– Татьяна Александровна, расскажите, как узнали о возможности принять участие в проекте «Классная тема!»?
– В 2022 году про «Классную тему!» трубили изо всех утюгов, чайников и, кажется, даже микроволновок. Сложно было пройти мимо, даже если бы я очень старалась. Новый формат конкурса, в таком я ещё не участвовала – и вот уже снимаю визитку, полная надежд. Результат? Вежливое «Спасибо за участие! Ждём вас в следующем году». Через год – то же самое. Решила, что хватит. Но когда объявили 4-й сезон, поняла: интерес к хорошим идеям у меня, видимо, неискореним. Придумала простую, но хитрую тему «НЕ с глаголами» и оформила её в духе «Следствие вели». Итог – полуфинал. Мораль? Если что-то не отпускает, значит, надо пробовать снова.
– Сложно ли в итоге было пройти отбор?
– 6720 заявок – сложно ли было пройти отбор? Мне до сих пор кажется, что это чудо и всё, что со мной сейчас происходит, – сказка. Хотя, если честно, к «сказке» я готовилась, как детектив к раскрытию дела. Пересмотрела визитки полуфиналистов прошлого сезона, проанализировала, какие темы они выбирали, как преподносили материал. В какой-то момент мне даже показалось, что я постигла тайну вселенной. Но самое сложное – это ожидание результатов. Вот где настоящая проверка на прочность! Сидишь и думаешь: «Ну скажите уже, что нет, и я спокойно вернусь к обычной жизни».
– Какие профессиональные навыки, личные качества в этом помогли?
– Профессиональные навыки, которые помогли: умение анализировать, системно подходить к информации, видеть, что интересно другим, и делать свои выводы.
Личные качества? Терпение, любопытство и настойчивость. И, конечно, чувство юмора.
– Чем вам, как состоявшемуся профессионалу, интересен опыт участия в проекте?
– Проект даёт возможность посмотреть на себя со стороны: как преподаёшь, как подаёшь материал, как себя презентуешь. Это шанс прокачать креативность, умение удерживать внимание аудитории – и всё это в условиях конкурса, где каждый шаг видят и оценивают. А ещё «Классная тема!» напоминает, что учительство – это не только рутина, но и игра, где можно экспериментировать, пробовать новые форматы, иногда даже смеяться над собой.
А ещё потому, что это телевидение! Камера дает возможность раскрыть собственное мастерство. Ежедневная рутинная работа входит в привычку, а на съемочной площадке осознаешь: есть еще чему учиться. В классе, конечно, можно менять ракурсы или показывать графику через интерактивную доску, но здесь масштабы совсем другие: камеры, монтаж, возможность комбинировать кадры, делать крупные планы и детали. Эти технические средства влияют на подачу материала, а визуальные приёмы делают урок более понятным и живым. Это уникальный опыт, который помогает взглянуть на привычное с новой стороны и вдохновляет на эксперименты.
– Как вы считаете, почему проект важен для профессионального сообщества – как молодых педагогов, так и уже опытных?
– Проект важен для профессионального сообщества не только как площадка обмена опытом и развития профессиональных компетенций, но и как настоящий клуб. Все полуфиналисты стали своего рода семьёй: они поддерживают друг друга, делятся советами, приглашают в гости, дарят подарки и тёплые слова поддержки.
Проект формирует культуру профессионального любопытства и открытости: здесь учителя пробуют новые подходы, наблюдают за чужими методами, учатся гибкости и креативности. Он даёт возможность выйти за рамки привычного класса, увидеть педагогическую работу под другим углом, осознать ценность совместного творчества и взаимного вдохновения. Для молодых педагогов – это возможность обрести наставников и друзей, для опытных – поддерживать живую связь с коллегами и вдохновляться новым примером.
– Знают ли ваши ученики о том, что вы стали участницей проекта?
– На самом деле я заранее специально не рассказывала об участии ни ученикам, ни коллегам. Об этом знала очень ограниченная группа людей. После объявления результатов написала пост на личной странице во «ВКонтакте».
Да, судя по тому, как мои ученики активно поддерживают меня: лайкают посты, пишут комментарии – они знают о моём участии в проекте. Мало того, моя выпускница Анна Муромцева помогала мне на этапе создания видео для заявки. Мы обсуждали, как лучше подать тему, какие ракурсы выбрать, как держать внимание зрителя. Её взгляд со стороны оказался бесценным – она подсказывала, что выглядит естественно, а что требует доработки, выступала в качестве оператора, звукорежиссера и монтажера. Без неё подготовка визитки была бы гораздо сложнее, а с её помощью всё получилось живо, профессионально и с душой. Именно это высоко оценила комиссия.
– Как вы считаете, ваши активность и творческий подход к профессии служат примером и вдохновением для ваших учеников?
– Мои ученики знают, что я активно развиваюсь как педагог, к тому же сами ребята очень успешны в конкурсном движении. Ведь я поддерживаю их старания и радуюсь их успехам. Три года подряд мои ученики становились финалистами Литературного марафона «Движения первых», а также прошли отбор на юбилейную смену, посвящённую столетию «Артека» – это наши важные победы. Когда они видят, что я тоже пробую себя в профессиональном конкурсе, они радуются за меня так же искренне, как я радуюсь за них.
А среди моих выпускников, которые теперь уже практикующие учителя, есть те, кто прошёл конкурс на участие в Форуме классных руководителей. Для меня это радость от того, что мои ученики идут по пути профессионального развития и участвуют в значимых проектах. И это чувство напоминает историю с Жуковским и Пушкиным: победитель – ученик, а я, учитель, не проигравший, а равный. Радуюсь его успеху, горжусь им и при этом вижу, как продолжается профессиональная линия. Это вдохновляет меня двигаться дальше, быть примером и одновременно учиться у тех, кто когда-то был моим учеником.
– Случались ли какие-то интересные истории, связанные с участием в проекте?
– Я открывала съёмочный сезон и была первой участницей. Конечно, я волновалась! Но, как оказалось, зря: на проекте работают профессионалы, создающие атмосферу тепла, внимания и уверенности. Также мне пришлось отвечать на множество вопросов других полуфиналистов о том, чего ожидать, но все зря волновались: организация проекта – на высшем уровне! Забота и внимание, которые ощущала вокруг, заставляли чувствовать себя Золушкой, которой наконец-то разрешили поехать на бал.
Тему урока раскрывать пока нельзя – таковы условия проекта. Совсем скоро выйдут видеоуроки всех полуфиналистов, в том числе и мой. Именно тогда начнётся народное голосование, и мне очень понадобится поддержка всех-всех-всех! Полуфиналисты ждут голоса от своих регионов. Очень надеюсь, что Петербург меня не подведёт – мы ведь должны быть в финале!