Наталья Завьялова: «Каждый зритель найдет свою эмоцию»

Новый сезон порадует гостей социальными проектами. Основатель театра Наталья Завьялова рассказала, что именно ждет посетителей.
– При входе в театр сразу ощущаешь домашний уют: предметы, олицетворяющие разное время, ковер, диван, при этом есть даже фотозона. Это заранее спланированный дизайн?
– На самом деле мы постепенно обустраивали пространство. Холл достаточно просторный, здесь иногда проходят камерные мероприятия. Пространство навевает советскую эстетику – интерьер создавали актеры, каждая вещь имеет свою историю, многие предметы служили декорациями. Например, проигрыватель из спектакля «Варшавская мелодия» (12+), который актеру достался от бабушки. В целом, помимо обстановки, мы возводили все сами, в том числе стены.
– Пока мы с вами осматривали театр, я заметила кошку – откуда она?
– Ее зовут Кулиса – она символ нашего театра. Однажды кошка пришла к нам на стройку, когда мы обустраивали первую площадку на Исткабеле. После чего она решила остаться с нами. Ранее Кулиса жила в здании завода. Сейчас гости ее обожают и приносят угощения. С ней связано миллион историй: она боевая – то чаек гоняет, то приходит с откусанным хвостом, тогда переживали все, зрители собирали деньги на лечение и реабилитацию.
– Ваш театр называют семейным. Почему?
– Мы его открыли вдвоем с сестрой. Я полностью занимаюсь продвижением, бухгалтерией, развитием бизнеса, а она отвечает за творческую часть – является художественным руководителем и режиссером. В Петербурге мы сначала работали, можно сказать, как бродячий театр – ходили по разным площадкам, обращались во многие инстанции, но своего места не нашли. Тогда решили открыть собственную площадку. Наша главная миссия – создавать пространство, которое помогает творческим людям раскрывать свои способности и идеи через новые, оригинальные театральные формы. Мы стремимся дарить зрителям настоящие, живые эмоции, которые трогают сердце и заставляют задуматься.
– Какие социальные темы особенно близки театру?
– Один из последних спектаклей – остросоциальный, посвящен проблемам подростков. Его играют сами дети. В основе постановки – истории актеров и их друзей. Родители плакали на показах, педагоги просили дополнительные сеансы для школьников. Спектакль действует как терапия с сильным финалом про любовь и принятие жизни. В целом каждый спектакль в нашем репертуаре поддерживает определенные ценности. Добавлю, что на наши постановки также приезжали дети из Донбасса.
– В афише – триллеры, комедии, музыкальные спектакли. Как выбираете репертуар?
– Мы стараемся делать репертуар разнообразным и понятным для нашего зрителя. Сейчас у нас – 20 основных постановок. Регулярно показываем на данный момент 6. Есть история по мотивам одноименного романа Стивена Кинга «Мизери» (16+), есть комедия‑психотерапия «Девичник в большом городе» (18+), где рождение ребенка – главная тема. Мы видим, что зрители у нас смеются, плачут, уходят задумчивыми или в хорошем настроении. Главное, чтобы они нашли свою эмоцию и, возможно, благодаря этому в какой-то момент решили свои проблемы. Плюс сейчас у нас стартует лаборатория для начинающих режиссеров: я недавно стала мамой, дочке пять месяцев, и подумала, что следует сделать спектакль для детей от шести месяцев до трех лет. Показы планируем осуществлять в новогодние праздники.
– Какие еще проекты в ближайшем будущем вы хотите реализовать?
– Осенью запускаем документальный проект «Дети героев». В основе – письма, которыми обмениваются дети и отцы – участники специальной военной операции. На первом плане также личные рассказы о мужестве, нежности, разлуке и надежде. Спектакль сочетает художественное прочтение писем, сценические монологи, видеохронику и аудиоматериалы. Особое внимание будет уделяться дискуссиям после постановок, арт-терапевтическим сессиям и индивидуальным беседам с гостями. Это усилит эмоциональный эффект и обеспечит безопасную рефлексию темы. Постановку планируем ставить на городских площадках: театры, ДК, молодежные центры. Кроме того, будут выездные показы в Ленинградскую область. Планируем приехать со спектаклем и в госпитали, устроить специальные показы для пациентов и семей военнослужащих.
– Какие вызовы сейчас стоят перед театром?
– В первую очередь – это финансирование. У нас, к сожалению, нет ресурсов, поэтому я даже вынуждена совмещать множество ролей. За четыре года у театра были как взлеты, так и падения. В том числе переезд с одной площадки на другую. Все это время мы работаем без помощи спонсоров. Отмечу, что проект содержать самостоятельно – очень сложно.
– Как обстоят дела с партнерством?
– Пока что очень трудно. Мы ищем партнеров и пытаемся стабилизировать ситуацию. При этом стараемся создавать проекты, которые будут интересны большим бизнесам. Периодически отправляем запросы в различные фонды. Но отклика нет.
Ситуация осложнилась еще и тем, что нам подняли аренду. У организации, на территории которой мы находимся, сменилось руководство. Стали немного другие правила и условия. Так образовалась дебиторская задолженность. Люди переводят нам благотворительные средства на погашение, но это лишь минимальный ресурс. Хотя площадка идеальна для нашего формата. Отзывы гостей лишь подтверждают ценность работы театра для города. Однако его существование сейчас находится под большим вопросом.
– Главная мечта театра – какая она?
– Мы хотели бы иметь собственный дом. Театр ведет много социальной работы и часто вынужден бесплатно проводить мероприятия, чтобы исполнять свою миссию. Основные расходы – аренда, поэтому приобретение собственного помещения – наша главная мечта. Без затрат на аренду мы смогли бы больше реализовывать идей.