Боткинская больница: «С менингококковой инфекцией 80 процентов пациентов поступают в реанимацию»

По данным Роспотребнадзора, в этом году заболеваемость по России составила более 1200 человек только за первое полугодие, что вдвое больше, чем за весь прошлый год.
Если в Боткинской больнице с менингококковой инфекцией в 2022 году госпитализировали 12 пациентов, в 2023 году – 29, то в 2024 году – 38. За первое полугодие 2024 года в главном инфекционном стационаре города оказались 24 пациента, а за первое полугодие нынешнего года – уже 40.
За несколько часов
Заведующая инфекционным отделением №5 Боткинской больницы, врач-инфекционист, специалист по нейроинфекциям Юлия Васильева просит не недооценивать опасность этого заболевания.
– Юлия Анатольевна, 1200 случаев заболевания по стране – это действительно много и чем вызван такой подъем?
– Да, это много. Речь идет о вспышке инфекционного заболевания, отличающегося своей скоротечностью и высокой летальностью. Что касается нынешней вспышки, то у менингококковой инфекции, как и у любого инфекционного заболевания, существует цикличность – они происходят каждые 10-15 лет. Причиной могут быть пропущенная или отложенная вакцинация, завозные штаммы возбудителя, негативное влияние антипрививочной пропаганды, а также миграция населения, их неприспособленность к нашему климаату и скученное проживание в мегаполисах.
– Наши люди путают менингит и менингококковую инфекцию. Это разные заболевания?
– Менингококковая инфекция – это бактериальная инфекция, возбудителем которой является менингококк. Передается воздушно-капельным путем. Заболевание может протекать в виде наиболее тяжелого генерализованного процесса в виде поражения центральной нервной системы, в виде менингита, менингоэнцефалита, менингококкового сепсиса. Менингококковая инфекция отличается чрезвычайной тяжестью, скоротечностью, причем в определенных случаях летальность при менингококковой инфекции выше, чем при других опасных инфекциях, например, пневмококковой пневмонии.
– Какие наиболее уязвимые группы населения?
– Дети до года и люди 65 плюс.
– Кто поступает к вам в Боткинскую больницу с менингококковой инфекцией?
– Самые разные люди, и петербуржцы, и приезжие. Заболевание у наших пациентов в большей степени протекает тяжело с отеком головного мозга, с тяжелейшими гнойными менингитами. Процентов 80 поступивших проходят через отделения реанимации.
– Нас в детстве пугали: надень шапочку, а то менингит будет. Это о ней речь?
– Это просто страшилки. На самом деле играет роль иммунная система человека и наличие вакцинации. Вакцинированные, конечно, тоже могут заболеть, но переболевают всегда в легкой форме. От менингококка тоже есть вакцинация, но она не входит в национальный календарь прививок. Прививку можно сделать платно, в том числе и в Боткинской больнице.
– Видимо, многие раньше недооценивали опасность этой инфекции. Она настолько страшна?
– Да, к сожалению. Существует самая тяжелая форма менингококковой инфекции, фульминантная, или молниеносная. Когда человек, заразившись, через 2 часа может погибнуть от сепсиса. Год или два назад наши ребята вернулись из-за границы, и буквально в аэропорту девушке стало плохо, ее не удалось спасти. Самое основное, что нужно отметить: что инфекция очень быстро распространяется по организму, очень быстро приводит к таким тяжелым осложнением и к летальным исходам.
– Получается, что менингококковую инфекцию можно подхватить где угодно?
– Абсолютно в любом месте. Единственным носителем инфекции является человек. Примерно четверть населения может носить эту бактерию в носоглотке, но при определенных обстоятельствах примерно у 1-2 процентов развивается заболевание, причем риск выше при недавно приобретенном носительстве. Инфекция распространяется воздушно-капельным путем, при близком контакте. Инкубационный период длится обычно 3–4 дня, но может варьироваться от 2 до 10 дней.

– Насколько эта болезнь заразна? Вот корью, например, целый дом может заразиться за несколько часов.
– У этой инфекции не такая высокая контагиозность. Но опасность в том, что если заразившемуся ребенку вовремя не поставлен диагноз и не начата антибактериальная терапия, то, к сожалению, очень велика летальность. Многое зависит от изначального иммунного фона человека.
– Если кто-то заболел в семье, всех изолируют?
– Если кто-то заболел, это не значит, что заболеют и остальные. Но в обязательном порядке всех обследуют. Берутся мазки из носа, зева.
Вызывайте скорую помощь
– Какие-то меры профилактики есть?
– Чистые руки, хорошее питание и вакцинация.
– Существуют ли какие-то красные флажки? Например, человек с кем-то подозрительным поконтактировал или откуда-то приехал, на что обращать внимание?
– На подъем температуры. В основном эта инфекция проходит без кашля, без насморка, без катаральных явлений. Начинается очень сильная головная боль, человек становится неадекватным, спутан в сознании, отмечается психомоторное возбуждение. Через несколько часов появляется сыпь – это точно один из красных флажков. Во всех этих случаях необходимо незамедлительно вызывать врача, потому что менингококковая инфекция чревата очень быстрым развитием осложнений. Человека можно уже не спасти даже по дороге в стационар. Поэтому скорая помощь всегда на такие инфекции выезжает моментально.
– Чем лечится эта инфекция?
– Для лечения применяются антибиотики. Но хочу напомнить, чтобы люди ни в коем случае не пытались их принимать самостоятельно, потому что в данном случае с антибактериальной терапией можно не попасть правильно, а время будет упущено. В стационаре берется анализ отделяемого зева, носа, мы берем еще спинномозговую жидкость. Лабораторно формируется антибиотикочувствительность, по которой подбирается препарат. В стационаре всегда начинают лечение антибиотиками широкого спектра действия. Терапия очень интенсивная, обычно это 2-3 антибактериальных препарата в самых максимальных дозах.
– Вакцинация – лучшая защита. Но многие почитают и скажут: раз у этого заболевания есть цикличность в 10-15 лет, зачем я буду прививку делать?
– Надо, потому что массовые вспышки, действительно, происходят каждые 10-15 лет, но единичные случаи существуют круглогодично. Она существует в природе постоянно, просто не в таком большом количестве.