Яндекс.Метрика
  • Екатерина Калугина

Политолог Баширов рассказал о возможной готовящейся провокации в Харьковской области

Перед саммитом на Аляске
Фото: личный архив Марата Баширова

Киев готовит провокацию для срыва намеченных на 15 августа российско-американских переговоров, сообщили в Министерстве обороны РФ. Готовящуюся провокацию и ее возможные последствия «Вечерний Санкт-Петербург» обсудил с профессором кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти НИУ ВШЭ Маратом Башировым.

Эксперт рассказал в интервью, что такая провокация реальна.

– Зеленского после такого свои же «на вилы» не поднимут?

– Там есть вариации. Потому что если Трамп вдруг о чем-то договорится с нашим президентом и нужны будут сложные решения от Украины, с большой долей вероятности Зеленский откажется их исполнять. В таком случае его нужно будет принуждать. Вариантов там много. Начиная от ситуации с коррупцией и заканчивая вот этой подготовкой провокации.

Тут же важно общественное мнение на Украине. Рассказывать про коррупцию – так о ней все и так знают. А вот привести факты, что [Зеленский] собственными руками собирался убить граждан Украины… Это же ставит одновременно вопросы, что было с Бучей, с другими провокациями, которые они устраивали совместно с британцами. Вот здесь как раз американцы могут устроить такую «подсечку» в части общественного мнения и заодно подкузьмить британцам, своим извечным врагам-друзьям.

– По поводу провокации киевские власти на что рассчитывают? На то, что никто не поймет, что это они сделали?

– Они же живут в своем таком инфотумане, считают, что все идиоты, что социальные сети не сильнее, чем СМИ. А они давно сильнее. То есть выйдет потом, скажем, Такер Карлсон, скажет что-нибудь – и все. Сотни миллионов на планете Земля поверят ему, а не тому, что будут говорить все эти ребята из Reuters, Bloomberg, The Times, Bild и так далее. Они же себя дискредитируют раз за разом. Это незаметно в официальных отчетах, но это совершенно точно мгновенно раскрывается в соцсетях.

Тут есть еще важное обстоятельство. В нашем беспокойном мире очень высокий рейтинг доверия у спецслужб. Их не любят, но им верят. Поэтому вот такое соединение социальных сетей и заявлений спецслужб, которые приводят реальные доказательства, на самом деле серьезно действует на общественное сознание, понимание, на общественное мнение.

– Вы имеете в виду американские спецслужбы?

– Любые на самом деле. Я почему говорю, что три дня назад было известно [про готовящуюся провокацию]? Тогда премьер Венгрии Орбан заявил о том, что они не допустят срыва переговоров. А это о чем говорит? О том, что на самом деле венгерские спецслужбы находятся в очень плотном контакте с американскими. И не просто в контакте, они же еще работают в единой сети спецслужб НАТО. У них там есть внутренний обмен, в том числе развединформацией. Из этого обмена венгров нельзя просто взять и исключить. Кроме того, обратите внимание, Венгрия вчера отказалась подписать общее заявление лидеров стран Евросоюза по Украине.

Соответственно, могут быть не только заявления американских спецслужб и не только нашего Минобороны, но еще и тех стран, которые не были уличены, что называется, во вранье. Венгрия, например, не была. И, обратите внимание, очень долгое время молчит Испания, она вообще дистанцировалась от очень многих процессов.

Поэтому здесь речь не только об американцах. Это гораздо большая группа людей, которые могут сказать то, чему поверят.

– Зеленский и его команда, получается, ва-банк идут с этой провокацией?

– Так говорить не очень справедливо по одной простой причине: потому что ва-банк – это когда ты еще в игре. А команда Зеленского уже не в игре. Она уже такой как бы объект, к которому применяются спецоперации.

Для того чтобы осуществить такую провокацию, о которой идет речь, кто-то должен это организовать и скоординировать. Вот, соответственно, за все это отвечают британцы. Украинцев они не спрашивают, просто готовят и все.

Там же огромная группа наемников. Мы знаем, что в Курскую область вторгались именно наемники разных стран. И в первую очередь, конечно, это координировалось британцами. То есть бойцы могут быть, например, из Колумбии, но колумбийские военные не координируют деятельность наемников на территории Украины. Это делают британцы. И отчасти немецкие и французские специалисты, но они участвуют с точки зрения технической помощи.

– Если Америка подключится к разоблачению провокации, общественность отреагирует, чем все это может закончиться для Зеленского?

– Не чем может, а чем уже вообще закончится. Совершенно точно понятно, что там будет другой президент или руководитель. Весь вопрос в том, по какому варианту двинется Украина, украинская власть, остатки того государства. Потому что сейчас Зеленский, если описывать политологическим языком, – это силовая хунта. А может прийти хунта военная. То есть та, которая будет обладать на самом деле публичной легитимностью, потому что доверие к военным на Украине сейчас самое большое. Причем надо разделять доверие к ТЦК, которые проводят принудительную мобилизацию, и к военным, которые находятся в зоне боевых действий.

Есть и другой вариант, к которому на самом деле будут стремиться и наши власти, и американские. Это уход Зеленского в каком-то варианте и, соответственно, переход власти к Верховной Раде. Тогда лидер Верховной Рады будет управлять государством до проведения президентских выборов.

Американцы будут требовать проведения выборов на Украине – и президентских, и парламентских. В законе о Верховной Раде написано, что депутаты продолжают исполнять обязанности, пока не появится новый состав. Несмотря на то, что у них истек срок полномочий. А вот в законе про президента Украины такого пункта нет. Соответственно, если у него заканчивается срок полномочий, он нелегитимный. На это закрывают глаза европейцы, но все понимают, что эта норма есть. То есть будут требовать выборов.

На мой взгляд, вначале будут президентские выборы, а только потом выборы в Верховную Раду. Но провести легитимные президентские выборы на Украине крайне сложно с многих точек зрения. Кого вносить в списки избирателей, как подсчитывать голоса? Там же нет учета, избирательных комиссий, верификации. Плюс вопрос с украинцами, которые живут в других государствах, в том числе в России. Почему мы требуем проведения выборов под эгидой ООН? Потому что эта организация как раз требует внедрения всех стандартов.

Иначе неизбежно возникает вакуум и хаос на территории Украины.