Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Детский врач: «В травматологии тоже есть понятие «золотого часа»

Незначительная, на первый взгляд, травма может обернуться большой проблемой. Это доказывает история 10-летнего пациента Первой детской больницы
Фото: Марина Бойцова

В Детскую городскую больницу №1 поступил 10-летний Артем. Сутки назад он упал с горки на детской площадке. В первый день лишь немного поболела голова, однако на следующий день состояние ребенка резко ухудшилось, КТ показала обширную эпидуральную гематому. Маленькому пациенту срочно потребовалась операция.

«Просто упал»

Мама Екатерина Бахматова держит за руку Артема. Сейчас с ним уже все хорошо, небольшой шрам почти не заметен, но мальчик из больницы еще не выписан – травма была достаточно тяжелой.

30 июля Артем гулял с друзьями на детской площадке в Красносельском районе. Залез на горку, оступился и полетел головой вниз на прорезиненное покрытие. Пришел домой, рассказал маме, но особых симптомов, кроме небольшой головной боли, не было. Лег спать, а утром состояние резко ухудшилось, началась рвота, мама вызвала скорую помощь, в Первой детской больнице на Авангардной на КТ увидели гематому.

«Сказали, что оперировать будут немедленно. Я рядом с реанимацией была, ходила, круги наматывала, успокаивала себя, чтобы все было хорошо. Врачи – молодцы, все действительно прошло благополучно», – рассказывает женщина.

Сейчас маленький пациент чувствует себя нормально и готовится к выписке. Артем – средний ребенок в семье, Екатерина – мама опытная, поэтому скорую помощь вызвала правильно. Она уверена в том, что во всех случаях детских травм лучше показаться врачу, особенно если появились такие тревожные симптомы.

«Золотые часы»

На самом деле травма у Артема была достаточно серьезная – обширная эпидуральная гематома в левой височной области. Хирургическое лечение включало удаление внутричерепной гематомы через мини-доступ размером 2×3 см.

Исполняющий обязанности заведующего отделением нейрохирургии Евгений Козак оперировал Артема.

«Ребенок к нам поступил утром. Со слов матери, накануне после травмы жалоб активно не предъявлял. Но на следующий день появились многократные рвоты, интенсивная головная боль. В экстренном порядке была проведена компьютерная томография, выявлена эпидуральная гематома, представлены показания к экстренной операции. В ходе операции удалена гематома, выполнен гемостаз, был определен сосуд, вызывающий кровотечение. Такие операции делаются довольно часто, потому что, к сожалению, эпидуральная гематома – одна из основных патологий нейрохирургии», – отметил нейрохирург.

По словам врача, у разных пациентов симптомы могут проявляться по-разному и в разное время. Например, у маленьких детей из-за пластичности черепа и податливого мозга и у людей пенсионного возраста они могут проявиться позже. Однако существуют «золотые часы», когда гематома уже есть, но головной мозг пока еще справляется с компенсаторными механизмами. И необходимо их поймать, чтобы последствия не оказались фатальными.

«Тошнота после получения травмы, рвота, интенсивная головная боль, потеря сознания, амнезия на момент получения травмы либо к предшествующим событиям – это золотой стандарт, при котором всегда нужно ехать в больницу и не откладывать», – напоминает Евгений Козак.

Летние травмы – самые опасные

По словам врачей Детского городского многопрофильного клинического специализированного центра высоких медицинских технологий (Первой детской больницы), летние травмы считаются самыми тяжелыми. Это травмы на детских площадках, падения с высоты, падения из окон, автотравмы. В жаркую погоду привозят детей с травмами ныряльщиков.

«По статистике, минимум 200 человек в год поступает к нам с переломами свода черепа. Взрослые оставляют малышей на кровати, на пеленальном столике, а им всего секунды хватает перевернуться и упасть. Только к нам за лето привозят 10-15 выпавших из окон. Сейчас у нас в реанимации лежит ребенок, который упал с дерева головой вниз, сломал себе второй шейный позвонок. У подростков – свои травмы. Вот сейчас у нас два тяжелых реанимационных подростка лежат: один сбитый КамАЗом ребенок, второй – выпавшая с восьмого этажа девочка. Ранее был мальчик 12 лет, он упал с четвертого этажа, была тяжелая кома, долго его пытались вывезти хотя бы в какое-то стабильное состояние. Сейчас родители присылают видео, что он уже даже начал разговаривать, учится заново ходить, неврологическая симптоматика у него отступает. Поэтому вроде бы травмы похожие, и все знают, как ее можно получить, но дальнейшее зависит от организма самих детей, как они будут на это реагировать», – напоминает нейрохирург.

Комментарий главного врача

Александр Гостимский, главный врач Детского городского многопрофильного клинического специализированного центра высоких медицинских технологий (Первой детской больницы) отмечает, что лето – это та пора, когда наши травматологи, в отличие от большинства жителей Санкт-Петербурга, работают в усиленном режиме, потому что летом травматологические отделения города переполнены.

«Это ушибы, переломы, костная травма и ожоговая травма, это и нейротравма. Родители, бабушки и дедушки, к сожалению, забывают, что за ребенком после травмы нужно следить, а лучше показаться врачу. Я не призываю после любого малейшего ушиба, падения бежать в травмпункт или в поликлинику, но обращать внимание на ребенка нужно. Когда возникает тошнота, рвота, если ребенок спит и не просыпается, вообще, если что-то смущает в его состоянии, лучше перестраховаться, это всегда в пользу ребенка. В семье, где есть дети, нужно им уделять больше внимания, потому что детский травматизм – это в первую очередь недосмотр взрослых.