Неонатолог Юлия Павленко: «При некоторых инфекциях грудное вскармливание недопустимо»

– Юлия Анатольевна, при каких инфекционных заболеваниях матери категорически запрещается кормить новорожденного грудью?
– Начнем с того, что грудное молоко – это все равно самая полезная пища для любого новорожденного ребенка. Но, конечно, нужно учитывать, что есть заболевания, при которых лучше отказаться от грудного вскармливания из-за медицинских противопоказаний. В первую очередь, это наличие ВИЧ-инфекции у матери, потому что есть существенные риски передачи ее новорожденному ребенку. Активная форма туберкулеза у матери также является противопоказанием, так как само по себе бацилловыделение может заразить ребенка. При ветряной оспе, например, если мать заболела непосредственно перед родами или в родах, также очень высок риск передачи ее ребенку. И в данном случае сложно здесь ограничиться, допустим, маской, потому что если есть высыпания на теле у матери, то они сами по себе тоже являются источником инфекции. В таких случаях ребенка от матери лучше отделить, и необходимо обдумать иные формы кормления. Например, сцеживание грудного молока, но не непосредственно грудное вскармливание.
– Разве в молоке не может передаваться вирус ветряной оспы?
– При ветряной оспе все-таки достаточно редко вирус передается именно посредством молока. Соответственно, в данном случае надо рассмотреть временный отказ от грудного вскармливания и использовать сцеженное молоко матери, потому что у новорожденного нет защиты от ветряной оспы изначально, новорожденные дети подвержены этому заболеванию, и оно может протекать крайне тяжело.
– При таких инфекциях как ВИЧ, туберкулез и других особо опасных инфекциях (чума, бруцеллез, тиф) грудное вскармливание вообще недопустимо?
– Да, недопустимо, потому что очень часто сама по себе бацилла содержится в грудном молоке. Есть, например, не такое опасное инфекционное заболевание листериоз, который может протекать у матери как кишечная инфекция. Но мы знаем точно, что в молоке матери будут содержаться эти бациллы, соответственно, нельзя кормить ребенка грудью на тот период, когда мать имеет это бацилловидение. Можно не заканчивать грудное вскармливание совсем, может быть временный отказ при наличии какой-то инфекции у матери, и когда мы понимаем, что мать в течение короткого времени поправится, затем возобновить грудное вскармливание. Это будет самым лучшим вариантом при некоторых инфекционных заболеваниях.
Грудное вскармливание запрещено при некоторых формах сифилиса и туберкулеза, но при некоторых возможно решение вопроса о сохранении грудного вскармливания. Есть разные формы туберкулеза. И, соответственно, тут надо думать о том, не нанесем ли мы ребенку вред грудным вскармливанием. В любом случае этот вопрос должны решать врачи.
– Может, лучше вообще запретить грудное вскармливание, если у матери инфекция?
– Самое главное – это профилактика. То есть мы должны профилактировать заболевание, чтобы максимально не допустить заражение новорожденного. Необходимо рассматривать все возможные аспекты и оценивать риски. Мы этим и занимаемся. Но при этом мы понимаем ценность грудного вскармливания. Все решается индивидуально.
– Во время пандемии коронавируса заболевшим матерям не разрешали кормить новорожденных?
– Когда был агрессивный ковид в начале первой волны, такие дети не вскармливались в самый острый период заболевания. Потому что мы точно знали, что ковид передается в том числе и трансплацентарно, но не были уверены, не передается ли он с молоком. До сих пор на этот счет исследований не так много. Пока нам не было все известно про сам вирус, мы воздерживались от того, чтобы начинать грудное вскармливание прямо в родильном зале.
– Если мать категорически настаивает, что будет сама кормить ребенка, можно ли как-то снизить риск инфицирования какой-то волшебной таблеткой?
– Таких способов нет. Мы, как врачи, должны донести до мамы, что прежде всего беспокоимся о ребенке, и сделать из нее нашего союзника. Допустим, некоторые женщины с ВИЧ-инфекцией говорят, что в каких-то зарубежных изданиях они встречают информацию, что кормить при ВИЧ-инфекции можно. Но, думаю, тут ответ однозначен. Есть, допустим, бедные страны Африки, где у них нет альтернативы грудному молоку в принципе. Но мы находимся в цивилизованном обществе, у нас есть возможность альтернативы. Если женщина с ВИЧ-инфекцией продолжает кормить грудью, то риск того, что ребенок инфицируется, может составлять 40 процентов. То есть это очень высокие риски, при этом на данном этапе развития нашей медицины можно снизить риск перинатальной передачи до 1 процента.
– При каких инфекциях грудное вскармливание все же допустимо, если женщина очень хочет сама кормить?
– Прежде всего хочется сказать о том, что не надо заниматься самолечением, особенно беременной, женщине, которая имеет новорожденного ребенка, и диагностировать свои заболевания и возможности кормления с помощью интернета или советов родственников. Прежде всего можно обратиться к специалистам, которые действительно оценят риски. И, допустим, при каком-то нетяжелом уровне определенного заболевания, например при кишечной инфекции или при ОРВИ, вполне возможно кормить грудью, соблюдая определенные механизмы защиты. Надеть маску, проветрить помещение, помыть руки. И тем самым учитывая, что женщина сама болеет этим заболеванием, у нее будут вырабатываться титры защитных антител, которые могут передаваться в молоке, и, соответственно, кормлением она будет обеспечивать какую-то защиту ребенку, хотя он с этим заболеванием еще не встречался. Поэтому тут вполне возможен этот процесс.

– Не обследованная по какой-то причине роженица может заразить ребенка, получается, практически любой инфекцией?
– Конечно. Очень многие люди могут не знать, что у них туберкулез, пока это не входит в какую-то определенную стадию заболевания. Та же самая ВИЧ-инфекция коварна тем, что она уже перестала быть инфекцией только маргинального общества, она захватывает социально приличный контингент. Тот же гепатит В, С – с ними может встретиться практически каждый. Если от гепатита В можно защититься, потому что от него есть вакцина, то с гепатитом С ситуация другая, вакцины нет. Причем какой-то период эти заболевания текут достаточно мирно, и человек не подозревает, что у него есть заболевания, которые могут нести вред и для его здоровья, и для новорожденного ребенка.
– С какими инфекциями у вас рожают мамы?
– У нас есть женщины, которые сами заболели ВИЧ-инфекцией в раннем младенчестве, которым мамы передали ВИЧ-инфекцию, но при соблюдении приема препаратов, обследований эти самые мамы с врожденной ВИЧ-инфекцией у нас уже сами становились мамами, и, к счастью, их дети не были подвержены ВИЧ-инфекции. То есть при соблюдении всех норм можно даже избежать таких очень опасных инфекций и у своих детей. У нас рожают женщины и с гепатитами B и C, и, соответственно, любые коронавирусные инфекции тоже продолжают поступать к нам. Ветряная оспа тоже бывает и на самом деле она достаточно опасна, потому что у новорожденного она может вызывать сепсис.
– Когда выше риск инфицирования: в процессе беременности, родов или кормления грудью?
– Тут такой многоступенчатый процесс, и каждый этап вносит очень много в последующий успех. Если мы профилактируем тяжелые инфекции, которыми женщина болеет, то и во время беременности надо заниматься, и в момент родов, и после родов. Если мы все делаем правильно в течение всех этих процессов, соответственно, тогда у нас есть шанс, что новорожденный будет защищен от этих инфекций.
Если мы имеем, скажем так, неответственных пациентов, а таких у нас тоже достаточно большая группа, то мы должны, имея врачебное образование, имея определенный авторитет, все-таки попытаться убедить этих женщин, которые противятся лечению, что на самом деле является наиболее важным и правильным придерживаться наших рекомендаций.
– Есть ли те, кто вообще не признает никакие инфекционные заболевания и продолжает рожать, кормить, даже не пытаясь обследоваться и лечиться?
– Конечно. Несмотря на огромное количество источников информации, таких достаточно много. Поэтому самое важное – склонить именно тех людей, которые не понимают, что они делают, на правильный путь и к правильному пониманию процессов.
– С какими инфекциями и как часто рожают в вашем отделении?
– С туберкулезом рожают около пяти женщин в год, с ветряной оспой – пять-десять женщин в год. Около 300-350 женщин в год рожает с ВИЧ-инфекцией в городе в целом, практически 70 процентов из них рожают у нас, в больнице Боткина. И можно сказать, что за этот год у нас риск перинатальной передачи меньше одного процента. Это очень хороший показатель, это говорит о хорошей профилактической работе на всех уровнях: и в женской консультации, и в Центре СПИДа, в нашей больнице. Это означает, что соблюдаются все этапы оказания помощи беременным и новорожденным. Женщины с гепатитом В и С могут рожать в любом родильном учреждении города. Но мы стараемся, чтобы они рожали у нас, потому что мы можем обеспечить и дополнительное лабораторное обследование. Кроме того, женщинам с гепатитом В мы можем обеспечить детям, помимо вакцинации, дополнительную профилактику – введение иммуноглобулина. Это делаем только мы в Боткинской больнице.