Яндекс.Метрика
  • Иван Свириденко

Андрей Чечулин: «Самое необходимое при беспилотной опасности – это банковские сервисы»

Руководитель Международного центра цифровой криминалистики Петербургского ФИЦ РАН – о сохранении доступа к услугам при отключения мобильного интернета
Фото: Олег Золото/«Петербургский дневник»

Накануне министр связи РФ Максут Шадаев заявил, что отныне в регионах России в периоды ограничений мобильного интернета будет сохраняться доступ к «белому списку» основных сервисов. Также предусмотрено сохранение работы банкоматов. Доступ к мобильному интернету в условиях вынужденных ограничений будет осуществляться по специально согласованной с операторами технической схеме.

Руководитель Международного центра цифровой криминалистики Петербургского федерального исследовательского центра РАН Андрей Чечулин отмечает, что сохранение доступа к целому ряду цифровых услуг технически возможно даже при отключении мобильного интернета.

«Есть два основных подхода к блокировке. Первый – заблокировать все, что не разрешено. Второй – разрешить все, что не заблокировано. Глобально российский Интернет живет по второму принципу. Есть большой «черный список» сайтов и порталов от Роскомнадзора – и есть все остальное, куда можно без проблем заходить», – говорит он.

По словам эксперта, теперь в периоды беспилотной опасности Минсвязи решило переходить в режим «разрешить все, что не заблокировано».

«Украинские дроны и прочие правонарушители могут взаимодействовать между собой, а также с контролирующим их центром посредством мобильного интернета. Для этого они пользуются самыми разными сервисами, и заблокировать какой-то конкретный сервис – бесполезно, потому что злоумышленники могут перейти к другому, запасному варианту. Именно поэтому на случай беспилотной опасности власти РФ решили блокировать вообще все. Это приводит как к репутационным, так и бытовым проблемам. Люди в отключенном от интернета регионе не могут вызвать такси, не могут заплатить ни в одной торговой точке, снять наличные в банкомате и т. д. Поэтому вполне логично, с точки зрения Минсвязи, взять какие-то сервисы, которые точно не могут быть использованы нарушителями безопасности России, и разрешить только их использование в условиях блокировки. Например, дроноводы врага не могут использовать платежную систему конкретного российского банка, потому что она просто не предназначена для этого. Поэтому конкретно эту платежную систему можно включить», – считает Чечулин.

Эффект от этого будет, безусловно, позитивным для населения конкретного региона, где отключат мобильный интернет.

«Если сам банк разрешит такую операцию, то его терминалы продолжат работать даже в случае беспилотной опасности. То есть вы не сможете оплатить услуги или провести операцию через любой банк, но какой-то конкретный банк будет вам доступен. Так же, как и согласованные с Минсвязи сервисы такси, доставки и т. д.», – пояснил эксперт.

Он прокомментировал слова министра Шадаева, что при помощи капчи пользователи смогут получить доступ к «белому списку» основных сервисов на той же скорости.

«Капча – это способ понять, кто именно подключается к интернету, человек или не человек. Предположительно, дрон – это не человек, это искусственный интеллект или еще что-то. Да, изначально БПЛА управляет человек, но чтобы им управлять, к нему нужно сначала подключиться. Для этого и сам дрон также должен подключиться к интернету. Чтобы это произошло, ему нужно через капчу доказать, что он – человек. Сделать это автоматически он не может, нужно ввести капчу. То есть первичную защиту интернет-соединения она обеспечить в состоянии», – пояснил эксперт по цифровой безопасности.

При этом он напомнил, что современный искусственный интеллект некоторые виды капчи обходить уже умеет.

«Поэтому такой способ защиты мобильного интернета от врагов будет работать, но все равно с некоторыми ограничениями. То есть капча должна быть подобрана такая, которую ИИ сам быстро разгадать не сможет. Если обнаружится, что один вариант он уже «расколол», то капчу можно будет быстро поменять. Потому что человек быстро адаптируется к новым условиям входа в систему, а ИИ пока нет», – указал Чечулин.

По его мнению, сохранение россиянам возможности ограниченно пользоваться сервисами при блокировке мобильного интернета призвано избавить их в первую очередь от бытового стресса.

«Любой человек испытывает стресс, если он приезжает в чужой город и не может вызвать такси по интернету. Часто в таких ситуациях он становится жертвой таксистов-мошенников. Не меньший стресс испытывают и граждане, которые пришли в торговый центр и не могут ничего купить, потому что у них не работает банковская карта. А если вам срочно нужно в платную клинику с ребенком и у вас нет наличных? Или срочно купить лекарство в аптеке, а ваша банковская карта не работает? Это уже не только психологическая, но и физическая угроза гражданам», – считает эксперт по безопасности.

Чечулин напомнил – чем больше сервисов разрешат власти при отключениях мобильного интернета, тем выше шанс, что ими каким-то образом смогут воспользоваться враги.

«Минсвязи будет очень аккуратно составлять «белый список» сервисов, работающих даже при блокировке интернета. Поэтому значительная часть россиян в атакуемых регионах все равно будет чувствовать ограничения. Тем не менее власти, разрешив всего десяток самых необходимых сервисов, все равно смогут повысить качество жизни в регионах, которым угрожает беспилотная опасность. На мой взгляд, самое необходимое – это банковские сервисы. Если работают они, значит, в вашем регионе работает и большинство торговых точек, люди смогут купить себе самое необходимое даже в момент опасности», – заключил Андрей Чечулин.