Яндекс.Метрика
  • Анатолий Аграфенин

Анатолий Аграфенин: «Газеты напоминали – город жив»

Писатель – специально для «Петербургского дневника»
Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

Подвиг газетчиков блокадного Ленинграда, к сожалению, в наши дни малоизвестен. Между тем именно они поддерживали связь защитников города с внешним миром, не давали возникнуть информационному вакууму.

Всю блокаду газеты в осажденном Ленинграде выходили по довоенному графику, то есть – ежедневно! За годы Великой Отечественной войны журналисты «Ленинградской правды» выпустили 1204 номера. Блокадные газеты поддерживали людей, не давали им замкнуться в себе. Они напоминали: город жив, он продолжает бороться.

Зимой 1941-1942 годов, когда в Ленинграде царил голод, не хватало электроэнергии, топлива, не работал водопровод и канализация, номера газет «похудели», их стали выпускать не на четырех, а на двух страницах. Печатали на той бумаге, какая была, стандартную газетную могла заменить плотная, почти оберточная, или тонкая, как папиросная.

Ленинградцы читали и центральную прессу. Матрицы свежих номеров «Правды», «Известий», «Комсомольской правды» присылали самолетами с Большой земли через Ладогу. А сам тираж печатали в типографиях блокадного города.

Фашисты знали, где располагаются редакции газет. И регулярно их обстреливали. Перед входом в редакцию «Ленинградской правды» в Торговом переулке всю войну зияла огромная воронка от бомбы. «Ленправдисты» обосновались на типографском складе бумаги – в подвале. Спали на рулонах бумаги, сил идти домой не было.

Снаряды нередко попадали в здание редакции газеты «На страже Родины» на Невском, 2 – буквально в ста метрах от знаменитой исторической надписи на доме №14 «Эта сторона улицы наиболее опасна при артобстреле». Из-за опасности обстрелов корреспонденты работали в библиотеке, которая находилась в глубине здания. Помещение без окон, поэтому писали при коптилке и карандашом – чернила замерзали.

Лишь один раз за всю блокаду «Ленинградская правда» не была напечатана – 25 января 1942 года. В этот день во всем городе не было электричества. Номер был сверстан, подготовлен. Но ротационные машины невозможно было запустить. После этого случая были предприняты все меры, чтобы подобное не повторялось. Выпуск газеты был приравнен к выпечке хлеба.