Яндекс.Метрика
  • Александр Смирнов

Александр Смирнов: «В августе сорок четвертого...»

Военный обозреватель «Петербургского дневника» – о начале мирной жизни в Ленинграде
Фото: Татьяна Беличенко / «Петербургский дневник»

НЕ РЯДОВАЯ ДАТА

В августе 1944 года герои будущего романа советского писателя-фронтовика Владимира Богомолова, военные контрразведчики-смершевцы, действовали в лесах и на хуторах Западной Белоруссии… А воины Ленинградского и Карельского фронтов изгнали вражеские войска с территории вокруг города на Неве. 9 августа 1944 года не рядовая дата в истории Ленинградской битвы. Это день ее исторического завершения. Бойцы Карельского фронта разгромили финские войска в Выборгско-Петрозаводской наступательной операции и вышли к государственной границе СССР с Финляндией. В первых числах августа солдаты Ленинградского фронта продвинулись и перенесли боевые действия с частями вермахта на территорию Эстонии. К 9 августа всю территорию Ленинградской области освободили от оккупантов. Наш город окончательно стал тыловым.

НАЧАЛО МИРНОЙ ЖИЗНИ

Обстрелы улиц Ленинграда вражеской артиллерией прекратились еще в конце января 1944 года. Последние немецкие самолеты-разведчики появлялись в небе в апреле. Горожане начинали жить мирной жизнью. Люди, перенесшие ужасы блокады, проявляли такое жизнелюбие, которое кажется нам чуть ли не волшебным. Оказывается, тогда наши деды и прадеды… сражались за кубок чемпионата СССР по футболу! 22 августа 1944 года футболисты «Зенита» провели матч с футболистами московского «Спартака» в столице. Итоги игры удовлетворили всех – ничья 2:2.

ПЕРВЫЙ ОХОТНИЧИЙ СЕЗОН

С началом войны всех владельцев охотничьего оружия обязали сдать его на хранение в органы милиции. Большинство охотников ушли летом 1941 года на фронт. Выслеживать зверей стало некому и негде: линия немецких окопов находилась в трех километрах от проходной Ижорского завода.

А в августе 1944 года Леноблисполком и Ленгорисполком разрешили выдачу охотничьего оружия и боеприпасов возвращающимся с фронта и членам их семей. Руководству областного учреждения «Заготживсырье», сотрудники которого принимали рога, копыта и шкуры, предписывалось в срок до 1 сентября 1944 года закончить учет охотников-промысловиков в городе и области. Правда, как вспоминали ветераны охотничьего промысла, в те годы в Ленинграде можно было очень дешево купить великолепные образцы ружей. Причина проста – за оружием, которое сдали хозяева в 1941-м, в конце войны никто не пришел. И такие ружья продавались.

Охотники начинали сезон, а колхозники Ленобласти уже заканчивали заготовку сена на полях, с которых убрали еще не все неразорвавшиеся боеприпасы. К 22 августа 1944-го план по заготовке кормов для домашней скотины выполнили на 103%. Колхозники собирались впервые после начала войны убирать хлеб.

СВОЙ ДЖУЛЬБАРС

В те же дни на ленинградском стадионе «Динамо» состоялась первая с начала войны выставка собак охотничьих и служебных пород – в первую очередь гончих, борзых и овчарок. Руководству ленинградских клубов собаководства поручили «принять меры по охране и размножению собак чистокровных пород». Для них своего рода штабом стали школа служебных собак при региональном управлении НКВД и курсы служебного собаководства Осоавиа хима (так тогда назывался ДОСААФ). Дело было нешуточное. После блокады собак в Ленинграде осталось мало. Требовалось вырастить новое поколение друзей человека. Приобрести щенка на стадион «Динамо» пришли тысячи ленинградцев. Больше всего восторгов у зрителей вызвал пес по кличке Джульбарс. Он демонстрировал навыки преследования и задержания преступника. Эта восточноевропейская овчарка во время охраны тыла Ленинградского фронта задержала трех диверсантов абвера.

КАКТУС «НАЗЛО ГИТЛЕРУ!»

Даже в блокаду в Ленинграде продолжалась культурная жизнь. А после того как фронт навсегда и далеко отодвинулся от границ города, она, что называется, забила ключом.

С февраля по август 1944 года во всех кинотеатрах состоялось более 4000 сеансов. К последнему месяцу лета отремонтировали еще 13 кинотеатров. Коллективы ленинградских театров еще только возвращались из мест эвакуации, и в афишах анонсировали открытие сезона осенью.

У горожан появилась возможность полюбоваться растениями, пережившими блокаду. В августе 1944-го ленинградцы ходили посмотреть на пузатый кактус, который удалось сохранить сотрудникам Ботанического сада. От морозов в блокадные зимы погибли многие тропические растения, образцы мха, возраст которого к началу войны насчитывал более тысячи лет. А кактус, привезенный в Петербург еще в 1864 году, в царствование Александра II, пережил и революции, и Гражданскую войну… А еще нашествие войск Третьего рейха и блокаду. Зеленый герой своей сочностью привлекал взгляды восхищенных посетителей. Мало кто знал его латинское название, для ленинградцев 80-летнее растение запомнилось как кактус «Назло Гитлеру!». Он стал символом несгибаемости перед силами врага и воли к будущей мирной жизни.

В августе 1944 года еще не был разгромлен нацизм. Танковые части СС контратаковали наступающие советские войска в Эстонии. Впереди было много смертей, горя и бед. Но на Ленинградской земле уже наступил мир. В августе сорок четвертого…