Яндекс.Метрика
  • Иван Свириденко

Николай Межевич: «Шансов даже на частичное восстановление цивилизованного взаимодействия между РФ и Финляндией пока нет»

Политолог – о перспективах открытия российско-финской границы
Фото: Олег Золото/«Петербургский дневник»

В выходные в финском городе Лаппеенранта прошел масштабный автопробег с требованием частичного открытия границы между Финляндией и РФ. Его участники намерены привлечь внимание власти к бедственному положению восточных регионов страны, ежедневно теряющих деньги из-за разрыва контактов с Россией.

По данным финских СМИ, более сотни автомобилей с участниками акции проследовали к закрытому пункту пропуска «Нуйямаа», расположенному вблизи российской границы (сопредельный МАПП «Брусничное» в Выборгском районе Ленобласти). Акция была согласована с финской полицией.

Организаторы акции – Катя Марова и Иван Девяткин, граждане Финляндии и России, подчеркнули, что их цель не политическая, а общественная: начать открытую дискуссию в финском обществе о последствиях длительного закрытия границы. Участники протестов указали, что не оспаривают сами причины закрытия границы. Но при этом они считают необходимым пересмотреть действующий режим ограничений в сторону смягчения.

В соцсетях сами финны сообщают о закрытии десятков туристических и торговых компаний, резком росте безработицы в стране и изоляции семей по обе стороны границы. Организаторы автопробега потребовали частичного, контролируемого открытия некоторых КПП, например для поездок по гуманитарным, семейным и экономическим причинам. Следующая акция, по словам организаторов, запланирована на сентябрь.

«Россия, видя начинающую активность финских сторонников смягчения пограничной изоляции, делать точно ничего не нужно. Потому что местная финская охранка тут же будет трактовать это как «вмешательство во внутренние дела Финляндии», – говорит президент Ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич. – На мой взгляд, необходимо дождаться, когда средний финский бизнес проявит заинтересованность в смягчении пограничного режима. Это владельцы сетевых ресторанов, отелей, магазинов и торговых центров в Восточной Финляндии – Иматра, Котка, Савонлинна, Лапеенранта, Хамина и т. д. Как только они начнут поддерживать это движение, то у него появятся какие-то шансы на реализацию своей инициативы. А также, возможно, на частичное восстановление приграничного туризма».

Но все это возможно в случае, если и средний финский бизнес, и связанные с ним местные власти подадут свой голос в пользу частичного открытия КПП с Россией, указал он.

«Придать новый, более мощный импульс смягчению пограничного режима могло бы участие в ситуации русскоязычной диаспоры по всей Финляндии, включая жителей Хельсинки и других крупных городов. Но в целом, конечно, хотя в этой стране все еще сохраняются остатки демократии, общее давление на относительно лояльных России граждан весьма и весьма велико. Президент Финляндии Александр Стубб, похоже, вообще возомнил себя «новым Маннергеймом» и задался целью создать по границам своей страны «мертвую зону» из укреплений, заборов, военных баз и т. д. Хотя из общего с легендарным генералом у него только шведские корни. Пока во главе Финляндии стоят такие русофобы, как Стубб и его подручные, шансов на изменение общей политики страны нет. Так же, как нет и шансов на хотя бы частичное восстановление приграничной торговли, грузопотоков и прочих элементов цивилизованного взаимодействия между РФ и Финляндией», – заключил политический аналитик Николай Межевич.