Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Ветеран СВО Евгений Панин рассказал, каково это – быть десантником-артиллеристом

Об этом он мечтал с детства
Фото: из личного архива героя публикации

Евгений Панин – начальник курса факультета артиллерии ВДВ и морской пехоты Михайловской военной артиллерийской академии, ветеран специальной военной операции и мастер спорта международного класса по карате. Он поделился, каково это – быть десантником-артиллеристом.

– Евгений Олегович, вы всегда хотели быть десантником?

– Мечтал с детства. Хотел быть в строю элиты, этих подтянутых крепких ребят, готовых к любым сложностям.

Мой отец не был военным, он работал сварщиком, но увлекался военной историей и, в частности, подвигами десантников. Благодаря ему во мне зародился интерес, я все больше узнавал о ВДВ и понял, что это мое призвание.

– Насколько важен спорт для Военно-воздушных войск?

– Спорт занимает в моей жизни очень важное место. Нужно держать себя в форме и быть примером для молодых курсантов и бойцов.

Я мастер спорта по всестилевому карате. Сейчас готовлю сборную Михайловской академии к чемпионату России.

В десант берут с высшей категорией годности по здоровью и физической подготовке – людей, обладающих отличным зрением и слухом. Зачастую лучших отбирают на конкурсной основе. Учитываются победы в различных спортивных соревнованиях.

– В чем специфика службы?

– Военно-воздушные войска – это подразделение, способное выполнить любую поставленную задачу. Речь не только о десантировании в тыл врага, но и об уничтожении противника в условиях, где другие подразделения просто не смогли бы действовать так же эффективно.

В ходе проведения специальной военной операции с первых дней боев десантники сражаются на самых опасных участках.

– Что запомнилось из различных задач?

– Помню, еще в Крыму у нас было массовое десантирование, такие вещи не забываются. В воздухе тогда была вся дивизия. Представьте: рампа самолета открывается – и внизу бездна. Видны только другие самолеты Ил-76 и море куполов парашютов твоих сослуживцев. Это прекрасное зрелище.

– Когда прыгали первый раз, было страшно?

– Прыгать всегда страшно. Те, кто говорит, что это не страшно, лукавят. Все начинается с укладки самого купола парашюта. Понимаешь ответственность.

ВДВ часто называют «войсками дяди Васи», то есть Василия Филипповича Маргелова, который создал этот род войск. Его авторитет до сих пор непререкаем, и никто не желает подвести его. Он пример, на который равняются десантники. Человек, прошедший Великую Отечественную войну и абсолютно преданный своему делу.

Десант – это не только пехота. Мы прыгаем с орудиями и боевыми машинами десанта (БМД). Причем первое десантирование БМД с экипажем внутри было совершено в Советском Союзе более 50 лет назад. Это позволило технике вступить в бой сразу по приземлении, что значительно повысило ударную мощь. Сейчас лишь несколько стран в мире способны десантировать технику непосредственно на поле боя. Насколько мне известно, с экипажем внутри это до сих пор может делать только Россия.

Фото: из личного архива героя публикации

– Сколько у вас прыжков на счету?

– Пятьдесят шесть.

– Как проходят будни на специальной военной операции?

– Много было случаев. Например, как-то раз у нас вышла из строя машина управления огнем. Тогда перешли к тактике «кочующего орудия». Проще говоря, мы постоянно находились в движении. Получив задачу, отрабатывали цель несколькими выстрелами и сразу двигались дальше. В один из моментов встали на огневую позицию. С двух-трех снарядов поразили цель. И как только мы отъехали от точки ведения огня, нашу старую позицию накрыл целый пакет «Града» противника (система реактивного залпового огня «Град» способна выпустить 40 мощных снарядов примерно за 20 секунд. – Ред.). Бог уберег.

Артиллеристы-десантники, как и все подразделения ВДВ, – это мобильные войска, они всегда находятся в движении. Как малыми группами, так и довольно крупными подразделениями. Десантник должен уметь принимать решение моментально. Реагировать на ситуацию. Это особый склад ума. У десантников много подготовки, которая дает результат на поле боя. Потому ВДВ и элита. Как говорил Александр Суворов, воевать не числом, а умением. Это про нас.

В той ситуации можно было сослаться на сломанную машину управления, плохую связь, но нет. Разбились на группы, сделали дело, вернулись за новыми снарядами, продолжили работу.

– Что бы вы посоветовали молодым десантникам и курсантам, будущим офицерам?

– Десант – это выбор на всю жизнь. Выбор пути как на войне, так и на гражданке. Это значит всегда быть готовым к действию, помогать другим, держать себя в форме и заниматься спортом.