Реставрация с любовью: как отношение к делу меняет города

В последние годы в России наблюдается значительный рост интереса к культурному наследию, особенно к памятникам архитектуры, что отражается в масштабных государственных инициативах. Президент Владимир Путин в июне 2025 года анонсировал программу реставрации более 1000 старинных зданий к 2030 году, предусматривающую их преобразование в музеи, гостиницы и просветительские центры.
За последние несколько лет по всей нашей стране растут темпы и объемы реставрационных работ. Так, в Москве за последние 11 лет отреставрировано 2347 объектов (30 % от общего числа), а доля аварийных памятников снизилась до 3,1 % – результат лучше, чем в Париже (7 %) или Лондоне (4 %). Только в 2024 году восстановлено 157 исторических зданий.
Пока в столице ставят рекорды по темпам восстановления памятников, Санкт-Петербург демонстрирует беспрецедентную глубину и системность подхода к своему уникальному наследию, которое насчитывает более 9000 объектов. На Невском проспекте, визитной карточке Северной столицы, развернута грандиозная программа реставрации: к 2027 году планируется провести реставрацию 85 исторических фасадов и 62 крыш. Особое внимание уделяется сохранению исторической жилой среды. До 2030 года в Петербурге планируется отреставрировать 255 жилых домов-памятников, формирующих неповторимый облик города. Только за прошлый год было завершено 32 таких объекта, а в текущем реставрация продолжается еще на 26 зданиях, с подготовкой к началу работ на 5 новых. Это огромный труд, где каждый кирпич, каждый архитектурный элемент требуют любви и профессионализма.
Приток специалистов, ценящих историческую аутентичность и владеющих современными технологиями, становится ключевым условием сохранения национального наследия. Как отмечают эксперты, реставраторы – это люди, «влюбленные в предметы старины», чей труд сочетает научные методы с практическим опытом. Мы поговорили с одним из таких людей – Анной Смирновой, генеральным директором компании-производителя лакокрасочных материалов для реставрации, члена ВООПИК и РОО реставраторов Беларуси о том, что такое «любовь» в реставрации, как она проявляется на практике и что нужно для того, чтобы сохранить на века наши объекты культурного наследия.

– Анна, вы часто в своих публичных выступлениях говорите о том, что к реставрации зданий нужно подходить только с любовью. Что для вас означает эта «любовь» на практике, в ежедневной работе с памятниками? И почему принцип «сделать на века» критически важен именно сейчас, в период масштабных государственных программ реставрации?
– Вы знаете, для меня «любовь» в реставрации – это не просто красивое слово, а то, что проявляется на деле, на практике. Любовь – это когда на каждом участке работы, от проектировщика до маляра, к зданию подходят не как к «объекту», а как к живому свидетелю истории. Когда соблюдают технологии до мелочей, даже если это сложнее и дольше. Когда все участники процесса понимают, что мы не просто «закрываем объект» или «укладываемся в срок», чтобы закрыть контракт, а делаем так, чтобы объект остался жить дальше, десятилетиями и веками, радуя людей. К счастью, таких примеров в нашей реставрации много, особенно в Петербурге. И принцип «сделать на века» сейчас действительно жизненно важен. Государство выделяет огромные ресурсы, ставит амбициозные цели – 1000 объектов к 2030 году. Это наш шанс показать себя! Но, конечно, важно помнить, что каждый сэкономленный рубль или день за счет качества сегодня – это грядущие разрушения завтра.
– Ваша компания специализируется на производстве реставрационных материалов. Какие характеристики важны для долгосрочного сохранения объектов культурного наследия? К каким последствиям может привести их несоблюдение или нарушение технологии?
– Ключевое слово – долговечность, но достичь ее можно только через правильные физические свойства материалов и соблюдение технологии нанесения и подготовительных работ. Возьмем силикатные краски, например. Да, они сложные в работе, конечно, проще покрасить фасад акрилом, который легко наносится и зачастую стоит дешевле. Но в чем еще их разница? Натуральные силикатные краски позволяют фасаду «дышать». Они образуют химическую связь с основанием и не создают пленку. Почему это критично для старых зданий? Потому что влага в стенах должна иметь выход. Если нарушить этот баланс – последствия фатальны. Если использовать недышащий акрил, влага будет искать выход через пленку, и краска начнет вспучиваться, отставать. Правильная подготовка поверхности тоже критически важна. Если использовать любую краску на неправильно подготовленной основе, где, например, нарушена гидроизоляция, плохо просушена штукатурка, не проведен этап грунтования или вообще штукатурный состав не сочетается с составом краски – на фасаде «вылезут» все эти недочеты в виде пятен, высолов или других дефектов. Финишный слой является как бы маркером качества всех предыдущих работ. Мы всегда работаем в прочной связке с подрядчиками, проектировщиками и реставраторами, чтобы избежать любых недочетов и учесть все эти нюансы, насколько это возможно, и очень приятно, а главное эффективно, когда все участники процесса слышат и слушают друг друга.
– А что насчет цвета? Какую роль, по-вашему, играет цвет в реставрации и что важно учитывать при выборе цветового решения?
– Цвет – это душа здания и лицо города! Цвет исторических фасадов, на мой взгляд, один из главных элементов ценности здания наряду с их архитектурными формами. Представьте Санкт-Петербург без его классических пастельных тонов или Ярославль без ярких изразцов. Цветовые палитры – это основа нашего национального бренда. Но чтобы люди к нам приезжали и наслаждались всеми оттенками объектов культурного наследия, цвет должен быть не только исторически достоверным, но и долговечным. И здесь речь идет уже не только о долговечности самого покрытия, но и о светостойкости пигментов, при помощи которых создан цвет. Наименее подвержены выгоранию на солнце неорганические пигменты (кадмий, охра, кобальт, ультрамарин, железоокисные пигменты), они же и позволяют получить те самые аутентичные исторические оттенки. Органические пигменты – это ярко и просто, но, к сожалению, недолговечно. Мы хотим гордиться нашей страной, и правильный, стойкий, исторически верный цвет – огромная часть этой гордости и привлекательности для туристов.

– На фоне расширяющихся госпрограмм, направленных на реставрацию памятников архитектуры, становится ясно, что нужно будет больше специалистов, которые, как и вы, не только любят свое дело, но и обладают большим количеством разных профессиональных компетенций. Какие шаги вы видите для повышения квалификации специалистов? Участвует ли ваша компания в каких-то образовательных проектах?
– Нам нужны новые специалисты, это факт. Но недостаточно просто увеличить их количество. Важно качество самих знаний и их многогранность, ведь реставрация – это междисциплинарная сфера, где каждый специалист должен обладать компетенциями из нескольких областей, от истории до химии и физики. Так, проектировщики должны глубоко разбираться в составах материалов, чтобы закладывать в проекты сочетающиеся материалы и долговечные цветовые решения. Подрядчики и мастера должны знать, почему так важно соблюдать ту или иную технологию, а не искать быстрый и простой путь. Системное образование, уроки материаловедения в профильных вузах, посвященные именно историческим и современным реставрационным материалам, их свойствам и взаимодействию, практико-ориентированные курсы повышения квалификации для всех звеньев цепи – все это позволит дать будущим и уже действующим специалистам как можно больше знаний. Как говорится, век живи – век учись! Наша компания тоже делает свой вклад в процесс образования. Мы проводим семинары и мастер-классы для реставраторов, проектировщиков, студентов, рассказываем о специфике материалов, поддерживаем архитектурные школы. Это комплексная работа, и делать ее нужно вместе, с участием производителей, учебных заведений и профессионального сообщества.
– Итак, подводя итог, как вы оцениваете текущую ситуацию в сфере сохранения ОКН? Каковы шансы, что большая часть из них простоит еще не одно столетие?
– Ситуация, безусловно, лучше, чем 10-15 лет назад. Интерес к наследию растет, государственные программы дают ресурсы. Это огромный плюс. Но шансы сохранить памятники на века зависят не только от денег и объемов работ. Они зависят от качества и подхода на каждом этапе. От того, насколько проектировщики, подрядчики, производители материалов, органы охраны, авторский надзор и даже будущие пользователи объекта смогут работать как одна команда. От того, будут ли соблюдаться технологии. От того, появятся ли новые специалисты, влюбленные в дело и глубоко понимающие его. Здания должны восстанавливаться с любовью на каждом участке. Если мы сумеем сделать эту любовь и ответственность главным принципом работы каждого участника процесса – от чиновника до маляра на объекте – тогда шансы очень высоки. И только от нас с вами сейчас зависит, дойдет ли наследие наших предков до наших потомков.