Бизнес на романтике, или Что такое дом на воде

Жилье человека за время своей истории претерпевало множество изменений – от деревенского сруба через коммуналки и дачные шесть соток часть людей добралась до комфортабельных городских квартир, коттеджных поселков и таунхаусов. Но основная мечта все равно осталась за горизонтом – желание иметь полноценный дом со всеми удобствами, который в любой момент из центра города может переместиться на курорт.
Удивительно, но такое жилье существует! «Петербургский дневник» оказался в гостях у человека, воплотившего мечту в жизнь и построившего на этом успешный бизнес.

УСПЕШНЫЙ ПРОЕКТ
Александр Климчук родился и вырос в Ленинграде. Он с самого детства увлекся… нет, не морем, а авиацией. За плечами звание мастера авиамодельного спорта и Ленинградская академия (ныне государственный университет) гражданской авиации.
Дальше – больше: сборка и продажа двухместных самолетов, основание вертолетной компании, авиаклубов и полноценной летной академии.
Однако на покорении одной стихии Александр не остановился и занялся производством и реализацией в России малознакомой диковинки – домов на воде, или хаусботов. Удивительно, но необычный бизнес «выстрелил»: желание иметь подобную «недвижимость» сегодня появляется у все большего количества россиян, а на проект обратил внимание лично премьер-министр России Михаил Мишустин.
«О том, что дома на воде – это очень перспективный бизнес-проект, стало понятно в первый же месяц после того, как мы с семьей переехали в собственный хаусбот. Реакция окружающих была незамедлительной, в первую очередь из-за сочетания размеров и уровня комфорта при стоимости, сопоставимой с ценой квартиры на окраине столичного мегаполиса», – рассказывает Александр Климчук.

УРОВЕНЬ ЛОКАЛИЗАЦИИ – 85%
Как ни странно это прозвучит, но качество и общий уровень исполнения домов на воде от производителей из США и Европы российского бизнесмена не устроили.
«Это были либо плавучие бытовки, либо проекты по запредельной стоимости. Все в итоге решили делать сами – от инженерии до дизайна», – продолжает рассказ Александр Климчук.
Еще одно важнейшее отличие от западных аналогов – беспроблемная зимовка с возможностью вмерзания хаусботов в лед. Полноценно пережить российскую зиму может только основание из стали или бетона. Но эти материалы требуют специального расчета со всеми «корабельными» инженерными нюансами, который в итоге и был сделан.
При выборе из двух рассматриваемых площадок для производства – в Европе и в России – быстро стало понятно, что на родной земле делать гораздо выгоднее. Забегая вперед, скажем, что ставка на Родину сыграла и с точки зрения геополитических изменений. Не стали подключать к проекту и азиатских партнеров, как это часто сегодня бывает с производством, которое отечественное только по документам.
«Китай не рассматривался по двум причинам. Во-первых, там выгодно заказывать производство только какой-то серийной продукции в достаточном количестве, а дома на воде – это в каждом случае индивидуальный проект. Во-вторых, на таком удалении сложно следить за качеством, а это на сегодняшний момент важнейшее преимущество», – объясняет глава компании.

В итоге производство было организовано в Подмосковье. По словам собеседника «Петербургского дневника», процесс оптимизации не останавливается со старта бизнеса и идет уже почти 10 лет. Главная проблема – кадры. Нередко подводят подрядчики, от которых компания все чаще отказывается. В ближайших планах – организовать полностью независимый процесс, не привлекая сторонних партнеров.
Что касается поставщиков компонентов, то их более трех тысяч. На текущий момент уровень локализации (доля производственных процессов, осуществляемых на территории страны, а также объем использования местных комплектующих и сырья. – Ред.) домов на воде составляет порядка 85%. Основной импорт приходится на двигатели и некоторые элементы системы управления. К сожалению, опыт установки отечественных моторов на хаусботы оказался неудачным. В итоге вернулись к мировым производителям двигателей внутреннего сгорания, которые поставляют продукцию в Россию по параллельным схемам.
Дом на воде по документам – это маломерное судно. Местом его расположения являются марины, то есть стоянки для яхт. С берега берется только электричество, в остальном хаусбот автономен. Взнос за коммунальные услуги – это по факту оплата парковки.

ДЛЯ СЕБЯ ИЛИ ДЛЯ ДЕЛА
Клиентура за последние годы изменилась, делится наблюдениями Александр Климчук. «Сначала основные заказы приходились на частных покупателей, а сегодня больше половины – проекты для бизнеса», – говорит предприниматель.
Дом на воде все меньше воспринимается как лодка и все больше как недвижимость. Внутри можно организовать что угодно – жилье, офис, ресторан, спа-центр, гостиницу. И все это передвижное. Огромный импульс развитию подобного бизнеса в 2025 году дало государство. Был принят обновленный закон «О безопасности людей на водных объектах», и бюрократические процессы для маломерных судов, используемых в коммерческих целях, стали намного проще. Большой интерес к подобной «недвижимости» проявляет туристическая отрасль. На хаусботы не распространяются ограничения, связанные со строительством в природоохранных и прибрежных зонах. Уже реализуются проекты целых плавучих поселков. Более того, в случае установки вместо двигателя внутреннего сгорания электромоторов дом на воде получает возможность размещения даже на заповедных территориях.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ РЫНОК
Казалось бы, Северная столица, построенная на воде, – один из ключевых центров для развития потенциала хаусботов. Однако на деле все не так просто. Во-первых, часть акватории Петербурга имеет морскую специфику, и для нее подходят не все плавучие дома. Во-вторых, на текущий момент в мегаполисе не так много мест для стоянок, как хотелось бы. Инфраструктура в процессе развития: при поддержке губернатора Петербурга Александра Беглова, например, идет масштабное строительство всесезонного курорта «Санкт-Петербург марина», который находится в Горской. Поэтому пока покупатели из города на Неве в основном осваивают соседние регионы – Ленинградскую область и Карелию. Сам Петербург находится в списке одной из самых перспективных локаций.