Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

В Петербурге снимают образовательный контент для повышения грамотности велокурьеров

Проект призван снизить количество происшествий с участием доставщиков еды на тротуарах
Фото: Юлия Николаева

В Петербурге стартовал уникальный проект по созданию обучающих видеоматериалов для курьеров, которые работают на электровелосипедах. Его инициаторы хотят с помощью образовательных роликов повысить безопасность на дорогах и общую профессиональную грамотность доставщиков еды.

Как появилась идея

По словам эксперта по транспорту Законодательного собрания Петербурга Дмитрия Попова, инициатива такого обучающего курса связана с постановлением губернатора Александра Беглова. Документ устанавливает особые правила работы курьеров, включающие требования к внешнему виду, техническим параметрам транспорта, а также информацию о разрешённых и запрещённых маршрутах по городу.

К сожалению, статистика происшествий с участием средств индивидуальной мобильности выросла в России за прошлый год почти в полтора раза, а число погибших на четверть. Северная столица входит в тройку регионов-лидеров по числу таких происшествий. Страдают как сами водители кикшеринговых устройств, так и пешеходы.

«Ситуация действительно назрела. Это видно по растущему количеству не только велокурьеров и курьеров на электросамокатах, но и происшествий с их участием, – считает эксперт комиссии по транспорту Законодательного собрания Санкт-Петербурга Дмитрий Попов. – Напряжённость в обществе растёт из-за противоречий: с одной стороны, сервисы доставки экономят время и удобны для заказчиков, сидящих в офисах. С другой – когда человек становится пешеходом, его взгляд на ситуацию меняется».

Эксперт также считает, что курьеры нередко нарушают правила не специально, а потому что просто не знают их. Часто они торопятся доставить заказ побыстрее, чтобы больше заработать. Отрадно, что сами сервисы доставки понимают проблемы и становятся инициаторами создания обучающих материалов для своих сотрудников. Несмотря на то, что они в этом заинтересованы, чтобы сохранить бизнес, такой подход заслуживает одобрения, считает специалист.

Фото: Юлия Николаева

Поддержка профессионалов

Разработкой обучающего контента занимается компания «Профтехнология» – признанный эксперт в сфере образовательных материалов. Она создает учебные пособия для автошкол, разрабатывает курсы для водителей и участников дорожного движения.

«Сейчас мы активно занимаемся созданием специализированного курса для велокурьеров. Мы хотим сделать материал максимально доступным и понятным для каждого. Многие курьеры нарушают правила не из злого умысла, а просто потому, что не знают, как правильно действовать в той или иной ситуации», – подчёркивает генеральный директор компании-разработчика Артем Порываев.

Важным аспектом обучения курьеров является появление правового сознания. Когда человек знает правила, он чувствует себя гораздо увереннее на дороге, может отстоять свои права в конфликтной ситуации или, наоборот, признать свою ошибку, уверен эксперт.

«Кроме того, мы объясняем серьёзность ответственности за нарушения, ведь велосипед с курьером весит больше ста килограммов, и наезд на пешехода может привести к тяжёлым травмам», – объясняет Порываев.

Сервисы проявили инициативу

В подготовке образовательного материала для курьеров активное участие принимает один из ведущих городских сервисов по доставке еды. Команда предоставила для съёмок сотрудников и технику. Более того, компания стала инициатором введения подготовительного курса. Поэтому теперь приём на работу велокурьеров будет проводиться исключительно после изучения учебного материала и успешного прохождения тестирования.

«Наша компания давно и последовательно занимается разработкой решений для обеспечения безопасности доставок. Велосипед – ключевой элемент процесса доставки, поэтому наша задача – обеспечить наших курьеров-партнеров безопасным и доступным транспортом для выполнения заказов. Для этого мы разработали собственный электровелосипед для курьеров. Он оснащен фарами, безопасной батареей и двигателем мощностью 240 Вт. Также у байка есть специальный IoT-модуль, который контролирует движение с учетом ПДД, не позволяя разгонять скорость свыше 25 км/ч. На таких электровелосипедах также есть индивидуальные номера», – отметил руководитель службы операционного управления сервиса по доставке еды Сергей Долгов.

Фото: Юлия Николаева

Формат обучения

Программа обучения построена разнообразно: она включает наглядные видеоматериалы, подробные инструкции в текстовом формате и систему проверочных заданий. Общий объём образовательного курса составит 11 минут, разбитых на пять коротких видео по две минуты каждое.

Систему контроля знаний планируют реализовать через мобильное приложение компании-работодателя. Курьеры должны будут последовательно просмотреть все обучающие материалы и пройти тестирование по их содержанию. Формат проверки знаний напоминает стандартный экзамен на получение водительских прав. К работе будут допущены только успешно сдавшие тесты кандидаты.

Съёмки образовательного контента проходят в разных районах города. Создатели выбирали локации, где есть вся необходимая велоинфраструктура. К примеру, на Пискарёвском проспекте есть и велополосы, и велодорожки, и даже специальный велосветофор, обьяснил Дмитрий Попов.

«Важный момент: обучение будет не формальным. Многие думают: сдал тест и забыл. Но опыт показывает, что знания на уровне подсознания всё равно остаются. Курьер будет задумываться: правильно ли я действую на дороге или нет?» – уверен эксперт.