Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Пациент, раненный в сердце, выписался из Мариинской больницы

Трагедия с молодым человеком, получившим проникающее колото-резаное ранение грудной клетки во время ссоры с девушкой, выписался из больницы
Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

Прямой массаж сердца

В начале июля в Мариинскую больницу скорая помощь доставила 27-летнего Никиту.

«Пациента доставили в крайне тяжелом состоянии, в состоянии геморрагического шока. После короткого обследования, стабилизации состояния был установлен диагноз проникающего колото-резаного ранения груди с наличием гемопневмоторакса, в состоянии геморрагического шока. Было принято решение о необходимости выполнения экстренного хирургического вмешательства», – рассказал заместитель главного врача по хирургии Мариинской больницы Иван Соловьев.

Пациента направили в шоковую операционную. При перекладывании на операционный стол произошла остановка кровообращения, незамедлительно были начаты сердечно-легочная реанимация, непрямой массаж сердца аппаратом Лукас, больной был интубирован.

Учитывая критическое состояние, продолжающееся внутриплевральное кровотечение, остановку кровообращения, единственным шансом на спасение жизни было незамедлительное выполнение экстренного вмешательства, так называемой реанимационной торакотомии.

«Это экстренное вмешательство, которое направлено на остановку продолжающегося кровотечения. Нам буквально руками пришлось вычерпывать кровь из плевральной полости. Общий объем кровопотери составил более 2,5 литра. После этого мы выявили источник кровотечения, которым явилась внутренняя грудная артерия, она была прижата. Выполнен прямой массаж сердца. Сердечная деятельность была восстановлена примерно через 20-30 секунд», – уточнил Иван Соловьев.

Говоря простым языком, группа врачей (три хирурга, реаниматологи-анестезиологи, операционная сестра, сестра-анестезистка) выполнили впервые в своей практике реанимационную торакотомию – хирургический прием, который редко применяется в рамках гражданского здравоохранения ради спасения жизни человека.

Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

Общие действия

В тот день дежурила врач-анестезиолог-реаниматолог Мариинской больницы Екатерина Поликарпова. Она только начала свою смену, как в противошоковую палату привезли этого молодого человека. Ситуацию крайне осложнило то, что нанесшая ранение девушка успела вынуть нож из раны, что в данном случае недопустимо, так как нож, как и любой инородный предмет, которым наносится ранение, выполняет функцию тампонады, то есть он препятствует продолжающемуся кровотечению. Поскольку нож был вынут, общая кровопотеря Никиты составила 2,5 литра – половину объема циркулирующей крови.

«Большая потеря крови приводит к остановке сердца. И тут, помимо действий реаниматологов, самое важное – это хирургическая тактика. Вовремя найти источник кровотечения, остановить его. И только тогда анестезиологи и реаниматологи могут восполнить жидкость у пострадавшего. Поэтому на операцию вызвали начмеда по хирургии Ивана Анатольевича Соловьева, и он буквально за считанные секунды принял решение о реанимационной торакотомии», – рассказала Екатерина Поликарпова.

Команда действовала быстро, так как все знали алгоритм своих действий. Над пациентом буквально летали умелые руки медиков.

«Самое главное произошло в противошоковой операционной – это слаженность реанимационной и хирургической бригад. Когда все понимают не то что с полуслова – с полувзгляда. Это те люди, которые вовремя приносили компоненты крови. Это анестезиологи, медсестры, анестезистки. Нужно сказать, что выживаемость при реанимационной торакотомии в условиях боевой травмы всего 5 процентов. Например, на поле боя, где такие травмы чаще, 95 процентов погибают. Но наш пациент, слава богу, вошел в те самые 5 процентов благодаря быстрому принятию решения и правильным действиям врачей. Это наша общая победа», – убеждена Екатерина Поликарпова.

Врачи говорят, что в больнице уделяется огромное внимание именно слаженности действий всей команды при политравме, отрабатываются алгоритмы оказания помощи при огнестрельных, колото-резаных, иных тяжелых сочетанных травмах. Бывший главный врач Мариинской больницы, легендарный военный хирург Анатолий Анатольевич Завражнов фактически организовал в гражданском стационаре четко работающий госпиталь, где каждый знает свои обязанности и каждую секунду тратит исключительно на спасение больного. По этим принципам больница живет и сегодня.

Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

«Уеду домой»

Никита Башкатов сейчас чувствует себя нормально несмотря на перенесенную трагедию.

По его словам, с девушкой он встречался около двух месяцев. Конфликт возник во время употребления спиртных напитков. Девушке, как он говорит, не понравилось, что молодой человек слишком мало уделяет ей внимания. И она взялась за нож. Как это произошло, он помнит смутно, так как сразу упал, а очнулся уже в реанимации.

«Я не хотел бы усугубления ситуации, но в связи с тяжестью произошедшего, с тем, что я пережил клиническую смерть, дело все равно возбуждено», – уточняет он.

Никита говорит, что хочет забыть эту историю, как и свою бывшую 18-летнюю девушку, как страшный сон, и даже собирается уехать из Петербурга на родину – он с Дальнего Востока.