От Шагала до современности: в Петербурге представили работы еврейских художников

Картина Евгения Абезгауза «Ханука» выполнена с иронией. Элемент праздника – ханукальный светильник соседствует с селедкой, а летающие драконы по замыслу автора символизируют «заколдованное царство» советской действительности, где еврейская культура существовала вопреки запретам. Холст написан во времена наибольшей активности группы «Алев». Движение возникло после знаменитых «газаневских» выставок в 1975 году и объединило порядка 16 художников.
«К концу 70-х годов большинство участников этой группы уехало из Советского Союза, а оставшиеся присоединились к более широкому движению – Товариществу экспериментального искусства. Тем не менее данное объединение стало значимой вехой в истории еврейского творчества того времени в Ленинграде», – рассказал куратор выставки «Местечко на Фонтанке» Валерий Дымшиц.
От академических полотен XIX века до авангардных экспериментов наших дней – 24 художника, чьи судьбы переплелись с городом на Неве. Выставка «Местечко на Фонтанке» (16+) объединила 150 лет искусства. На первом плане – преемственность поколений.

«Художники учились друг у друга. Представлена некая цепь поколений, связанная неформальными отношениями. Так, Антокольский покровительствовал Аскназию – первому академику живописи. Тот в свою очередь поддерживал Маймона, также академика живописи. Маймон сотрудничал с Шагалом, который заботился о Юдовине. А Юдовин помогал молодому Давиду Габерману, приехавшему в Ленинград из Минска. Габерман дружил с Киршовым и Анатолием Капланом, чье творчество занимает важное место на выставке», – отметил Валерий Дымшиц.
В основе работ этих художников лежала двойная идентичность – ленинградская и еврейская. Ключевой фигурой принято считать Соломона Юдовина – мастера гравюры. В своем творчестве он часто обращался к теме блокады. Еще при жизни о художнике вышло три монографии.
«Однако в последующие десятилетия – в конце 50-х, 60-х и 70-х годах – его символическую роль постепенно принимает Анатолий Каплан. На русском языке он подписывал свои работы как Анатолий Каплан, а на еврейском – Танхан Каплан», – поделился Валерий Дымшиц.

Экспозиция разделена на концептуальные зоны. Первый этаж – «местечко». На стенах – улицы, портреты. На лестнице представлен «семейный альбом». Второй этаж – «синагога»: картины с библейскими сюжетами. А балкон, названный «Райский сад», на самом деле отсылает к еврейскому кладбищу.
«Несмотря на наличие черты оседлости, многие еврейские художники преодолевали барьеры и занимали престижные позиции в культурной жизни Петербурга и Ленинграда – становились академиками, профессорами и активными участниками художественного сообщества. Более того, значительную роль играли коллекционеры, многие из которых были известными учеными: Чудновский, Палеев, Рам, Кунин. Их коллекции считались лучшими в городе», – прокомментировал генеральный директор галереи Владимир Березовский.
В экспозиции представлены произведения из собрания Ассоциации «Петербургская иудаика», частных коллекций, а также семейных архивов художников. Посетить выставку может любой желающий до 14 сентября.











