Яндекс.Метрика
  • Евгений Морев, аспирант Института истории Санкт-Петербургского государственного университета

Битва за будущее: 785 лет назад на территории, где позже построили Петербург, состоялась Невская битва

15 июля 1240 года у впадения Ижоры в Неву произошло сражение между новгородским и шведским войсками. Это противостояние определило будущее не только нашего города, но и всей русской цивилизации
Фото: неизвестные русские миниатюристы, 1560–1570-е годы

В XIII веке земли, на которых затем возвели наш город, были малоосвоенными и де-юре принадлежали Новгородскому княжеству. Границы там были формальными. На этих землях от Финляндии до Невы жили финские и балтийские языческие племена, которые нападали и на Новгород, и на другое крупное государство того региона – Швецию.

МОМЕНТ ИСТИНЫ

В 1187 году эти племена напали на Сигтуну, столицу Швеции. Считается, что в том войске были и православные авантюристы из Новгородского княжества. Поход был крайне успешным, Сигтуну разграбили и разрушили. В ответ шведы усилили свои походы на язычников.

В 1237 году папа римский Григорий IX объявил уже второй крестовый поход на балтийских язычников, к нему присоединились католические Дания и Швеция, а также духовно-рыцарский Тевтонский орден. Однако они собирались завоевать не только язычников, но и православных христиан. Так случилось в Четвертом крестовом походе на Восток: в 1204 году католики-крестоносцы захватили и разграбили Константинополь, столицу Византии, а затем частично оккупировали саму империю.

Первыми попытались захватить русские земли у Невы шведы. Их войско возглавил Биргер Магнуссон, муж сестры короля Эрика XI Шепелявого. В 1240 году был очень удобный момент для нападения. Это было время монгольского нашествия на русские земли. Хотя Новгородское княжество практически не пострадало от монголов (в отличие от остальных), оно было вынуждено откупаться и ослабело. Если бы тогда Новгород проиграл крестоносцам, вероятно, русская цивилизация вскоре погибла бы.

«НЕ В СИЛЕ БОГ, А В ПРАВДЕ!»

В тот момент новгородским князем был молодой Александр Ярославич. В Новгороде князь командовал войсками и вел дипломатическую работу, а еще выступал в роли третейского судьи. Княжеством правили бояре, и они могли отстранить и изгнать князя. Александра посадил на княжение его отец, могущественный переяславль-залесский и владимирский князь Ярослав Всеволодович.

В 1240 году Александру пришлось взять на себя большую ответственность и рискнуть. Как только князь узнал о прибытии шведов в устье Невы, он немедленно начал действовать. Он понимал, что промедление Новгорода позволит противнику укрепиться и подтянуть новые силы.

Александр выступил в поход с небольшой дружиной, в которой было до 1,4 тысячи человек. В Новгороде князь произнес перед своими воинами речь, цитата из которой стала крылатым выражением: «Братья! Не в силе Бог, а в правде!».

Войско в основном состояло из конников – личной дружины князя и знатных новгородцев. Оно продвигалось по суше вдоль Волхова до Ладоги, а затем – к Неве. В это время 5 тысяч шведов расположились лагерем у места впадения Ижоры в Неву и готовились выступать на Старую Ладогу.

Так как у противника было в три раза больше воинов, Александр решил использовать свое, возможно, единственное преимущество – фактор внезапности.

ГЕРОИ СРАЖЕНИЯ

15 июля русские конники резким маневром напали на лагерь шведов, и те были дезорганизованы. Часть шведов попыталась отступить к кораблям. Но путь им преградили русские пешие воины. Сам князь сражался в первых рядах. Согласно летописи, он сошелся в поединке с самим Биргером и ранил его копьем в лицо. Летопись сохранила и имена других героев битвы. Дружинник Савва разрушил шатер Биргера и окончательно подорвал дух противника. Боярин Гаврила Алексич буквально загнал шведов на их корабли и разил врагов даже там. В это время воин по имени Миша вывел из строя несколько судов. Слуга князя по имени Ратмир получил смертельные раны, но до последнего вздоха разил противников.

Сражение закончилось только к вечеру, когда уставшие русские войска были вынуждены остановиться. Но шведы уже были деморализованы. Несмотря на сохранившееся численное преимущество, они погрузились на оставшиеся корабли и отбыли на родину. Их поход был остановлен. К слову, Биргер выжил и даже в 1248 году захватил фактическую власть в Швеции, посадив на трон своего сына. Интересно, что его считают успешным и уважаемым правителем в истории этой страны: Биргер основал Стокгольм, поддерживал церковь, запретил особо жестокие пытки и больше занимался внутренними проблемами.

В Швеции факт участия, а значит, и поражения Биргера Магнуссона в Невской битве оспаривали. Однако в 2002 году в ходе исследования его останков было установлено, что Биргер при жизни получил серьезное (с повреждением костей черепа) ранение в лицо. Очень вероятно, что это была та самая рана, которую ему нанес князь Александр.

В свою очередь, молодой правитель Александр Ярославич через два года еще раз спас русские земли от крестоносцев, теперь – на Чудском озере. Он остался в истории как Александр Невский, одержавший победу в битве на Неве.