Яндекс.Метрика
  • Иван Свириденко

Александр Фролов: «Перестраховка с отменами рейсов абсолютно оправданна»

Эксперт по транспорту – о причинах коллапса в российских аэропортах
Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

За последние дни в российских аэропортах были отменены или задержаны сотни рейсов. Этот транспортный коллапс стал одним из самых масштабных сбоев в авиационной отрасли за последние годы. Проблемы начались в ночь на 5 июля, когда сразу несколько крупных аэропортов, включая Шереметьево в Москве и Пулково в Петербурге, ввели временные ограничения на полеты. К утру ситуация усугубилась: в Шереметьево к 21:00 было отменено 174 рейса, а еще 47 задерживались более чем на два часа. В Пулково ситуация была не лучше – 90 рейсов отменили, а 37 задержали. По мнению эксперта по транспорту Александра Фролова, перестраховка с отменами рейсов была правильным решением.

«На мой взгляд, перестраховка с отменами рейсов, вызвавшая локальный транспортный коллапс, все-таки абсолютно оправданна. Даже несмотря на то, что системы ПВО на территории России работают и вероятность проникновения украинских дронов в небо над нашими крупными городами относительно невысока. Да, массовая отмена рейсов – это жутко неудобно, но жизни людей, в конечном счете, дороже», – сказал Александр Фролов.

Он напомнил, что авиаперевозчики понесли масштабные убытки, а простые россияне, проведшие в аэропортах по многу часов, выражали массовое недовольство.

«Мне кажется, людям надо просто объяснять и «на пальцах» показывать, что может случиться, если пренебречь правилами авиабезопасности. Тогда и жалоб станет намного меньше. Кроме того, на деле из-за авиаколлапса пострадало не так уж много людей, чтобы говорить о каком-то массовом недовольстве. Все россияне понимают – страна проводит специальную военную операцию, и связанные с ней издержки могут коснуться любого из нас. Кстати, можно было создать на этот случай некий компенсационный фонд – особенно для тех, у кого пропали не только билеты, но и оплаченные путевки и т. д. Но предпринять какие-то другие меры, чтобы предотвратить подобные ситуации впредь, сейчас нереально», – говорит Александр Фролов.

Многие пассажиры часами сидели и лежали на полу, ожидая информации о своих рейсах. Аэропорты Нижнего Новгорода, Пскова, Калуги и других городов также столкнулись с перебоями. В общей сложности за два дня, 5 и 6 июля, по всей стране отменили более 250 рейсов, свыше 270 были задержаны. Пассажиры, планировавшие деловые поездки, отпуска или встречи с близкими, оказались в ловушке неопределенности.

Сами авиакомпании в итоге понесли колоссальные убытки, которые эксперты оценили в 20 миллиардов рублей. Только первые сутки коллапса обошлись в 4–6 млрд рублей из-за отмен рейсов в трех крупных аэропортах. Для справки: отмена одного рейса Boeing 737-800, рассчитанного на 158 пассажиров, обходится компании в сумму от 15 до 23 млн рублей. Сюда входят затраты на топливо, услуги аэропорта, работу экипажа и недополученная выручка от билетов.

Аналитики отмечают, что дополнительные расходы на топливо, обслуживание и компенсации пассажирам ложатся тяжким бременем на отрасль. Для тысяч пассажиров эти два дня превратились в настоящее испытание. В Шереметьево и Пулково залы ожидания были переполнены, а очереди у стоек регистрации растянулись на десятки метров. Пассажирские ассоциации уже призвали к созданию единого регламента для подобных ситуаций. По их мнению, обязанности по размещению пассажиров в гостиницах при массовых сбоях должны взять на себя аэропорты, а не авиакомпании.

Масштабный сбой в авиасообщении обнажил несколько системных проблем. Во-первых, отсутствие четкого механизма взаимодействия между авиакомпаниями, аэропортами и наземными службами в кризисных ситуациях. Во-вторых, нагрузка на аэропорты оказалась слишком высокой, что привело к переполненным залам и долгим ожиданиям.

По итогам произошедшего 5–6 июля авиакомпаниям предстоит не только восстановить расписание, но и вернуть доверие пассажиров, которые провели многие часы в ожидании рейсов. Аэропортам же нужно работать над улучшением инфраструктуры и координации, чтобы справляться с пиковыми нагрузками.